Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.
Для повышения эффективности законодательного процесса и качества принимаемых законов составу Совета Федерации целесообразно предпринять ряд организационных мер.
1. Повышение качества подготовки законодательных инициатив Совета Федерации.
Для решения этой задачи в первую очередь необходимо:
- Установить порядок инициирования и одобрения палатой законодательных предложений, разработки законопроектов и их утверждения в качестве законодательных инициатив Совета Федерации.
Данный порядок должен гарантировать правовую проработку текста законопроекта и сопровождающих его документов (в качестве аналога может быть взят порядок законопроектной деятельности Правительства, установленный рядом правительственных постановлений и нормативно-методических документов Минюста РФ).
- Усилить экспертно-аналитическое обеспечение законотворческой деятельности палаты за счет привлечения на этот заказ: аналитических обзоров действующего законодательства; обзоров материалов правоприменительных органов, обобщающих правоприменительную практику с точки зрения качества и действенности законов; аналитических данных по содержательным и формально-юридическим проблемным ситуациям, требующим законодательного разрешения; разработок по направлениям и приоритетам развития законодательства; обзоров зарубежного опыта законодательного регулирования; данных по финансово-экономической обоснованности законопроектов.
- Максимально использовать экспертный потенциал сторонних организаций, в том числе предоставляемый на основе федеральных законов «О Счетной палате Российской Федерации» и т.п.
2) Создание системы управления эффективностью законодательного процесса.
Эта мера должна поставить процесс совершенствования и развития законодательной деятельности Совета Федерации на регулярную основу. Подобная система должна включать в себя следующие основные элементы:
- мониторинг прохождения законопроектов и законов, принятых Государственной Думой;
- оценку эффективности законодательной деятельности в целом, Совета Федерации и его комитетов в частности, включая оценку качества принимаемых законов и системности формируемого законодательства;
- подготовку и обоснование решений по совершенствованию организации, процедуры и обеспечения законодательного процесса.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. - № 237.
2. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 30. - Ст. 3012.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 46. - Ст. 4532.
5. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 2. - Ст. 74.
6. О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных Законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 8. - Ст. 801.
7. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ // Российская газета. – 1995.
8. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 10. - Ст. 1146.
9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 42. - Ст. 5005.
10. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3336.
11. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
12. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 21. - Ст. 2023.
13. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 23. - Ст. 2313.
14. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд / С.А. Авакьян. - М.: РЮИД, «Сашко», 2008. – 810 с.
15. Астафичев П.А. Институт народного представительства в современной России. - Орел, 2008. – 810 с.
16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юриди. вузов и факультетов / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. - М.: Изд. группа ИНФРА. М - КОДЕКС, 2008. – 844 с.
17. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. - М.: Право и государство, 2008. – 560 с.
18. Зимин В.А. Исполнительная власть в Российской Федерации. - Самара: НТЦ, 2008. – 812 с.
19. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / А.С. Автономов, И.Л. Бачило, А.А. Гришковец и др. - М.: Новая правовая культура, 2008. – 446 с.
20. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М., 2004. – 610 с.
21. Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. - 2006. - № 9, 10. – С. 7 – 9.
22. Козлов А.Е. Конституционное право: учебник / А.Е. Козлов. - М., 2008. – 644 с.
23. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2009. – 1540 с.
24. Конституционное право субъектов Российской Федерации / отв. ред. В.А. Кряжков. - М., 2007. – 522 с.
25. Конституционно-правовой статус // Конституционный строй. Выпуск II. - М., 2008. – 588 с.
26. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. - М.: Новая правовая культура, 2007. – 610 с.
27. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. - М., 2008. – 912 с.
|