Заключение
Основная функция гражданского общества - удовлетворение и защита интересов и потребностей личности, обеспечение ее гражданской и политической свободы, формирование социальной активности индивида. Однако свобода человека в цивилизованном обществе всегда ограничена как внутренними, так и внешними регуляторами. К первым относятся, например, совесть, ко вторым - социальные и прежде всего правовые нормы.
Правовое государство по определению - это демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека. В современных условиях формирование адекватной рыночной экономике правовой системы рассматривается как важнейший стабилизирующий фактор ее развития. В этом смысле правовая система интерпретируется как инструмент, позволяющий перевести экономические идеи и концепции в русло практической деятельности органов исполнительной власти, контроля всех участников гражданского оборота.
Эффективная и действенная правовая система в современных условиях является фактором, определяющим конкурентоспособность России на мировых рынках. Президент России В.В. Путин подчеркнул: "Сегодня страны мира конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики - по величине налоговой нагрузки, по уровню безопасности страны и ее граждан, по гарантиям защиты права собственности.
Они соревнуются в привлекательности делового климата, в развитии экономических свобод, в качестве государственных институтов и эффективности судебно-правовой системы. Одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики, является стабильная законодательная база".
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.
Особо следует отметить, что государственная защита прав и свобод физических и юридических лиц в Российской Федерации, как это предусмотрено в ст. 45 Конституции, гарантируется. Эти гарантии закреплены во многих статьях Основного Закона нашей страны.
Так, в ч. 2 ст. 24 Конституции сказано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это содержание Конституции создает дополнительные гарантии охраны прав и свобод граждан, способствует их эффективной защите.
Важное значение имеет судебная защита, которая гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В современных условиях наиболее опасными внешними угрозами безопасности государств являются международный терроризм, сепаратизм и организованная преступность. Опасность этих угроз для развития государств, составляющих международное сообщество, неоднократно отмечалась в резолюциях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Нацией. Такая оценка данных угроз для развития Российской Федерации нашла свое отражение в Концепции национальной безопасности.
Источниками внешних угроз безопасности государства могут являться внешние конфликты различного масштаба и интенсивности, порожденные борьбой за власть, региональное и мировое доминирование. Внешние угрозы могут представлять собой результаты борьбы различных стран, коалиций государств за рынки сбыта, обладание сырьевыми и другими материальными и финансовыми ресурсами, капиталом; выражаться в таких действиях, как ограничение доступа партнеру (конкуренту) к передовой технологии, навязывание устаревших технологий, идей, сохраняющих его отставание, закрепление сырьевой направленности экспорта и т.п.
Военная доктрина Российской Федерации отнесла терроризм к числу основных внутренних угроз, и федеральные органы государственной власти, Вооруженные Силы РФ должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации.
К террористическим актам могут быть отнесены: попытки насильственного свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране; планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконный оборот на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованная преступность, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.
К источникам военных опасностей и угроз причислены факторы, непосредственно связанные с террористическими угрозами: существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, нерешенные территориальные претензии; распространение современных видов оружия и новейших технологий военного производства, а также новейшие достижения в области традиционных вооружений.
Таким образом, в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, положениями Военной доктрины РФ терроризм как одно из проявлений военной угрозы адекватен агрессии.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.1995 №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 №280-ФЗ) // Российская газета, №72, 12.04.1995.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №272-ФЗ) // Парламентская газета, №32, 10.03.2006.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 26.12.2008 №293-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, №33, ст. 3349.
4. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» (в ред. Федерального закона от 26.06.2008 №103-ФЗ) // Российская газета, №103, 06.05.1992.
5. Закон Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ) // Российская газета, №84, 04.05.1993.
6. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 №1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 №24) // Российская газета, №247, 26.12.1997.
7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2004. 11 марта.
8. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.
9. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы федеральной службы безопасности Российской Федерации" (в ред. Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 870) // СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254.
10. Положение о пограничных представителях РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462 // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1971.
11. Александров Р.А. О современном состоянии законодательства Российской Федерации в области национальной безопасности // Российский следователь, 2006, №4.
12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Юридическая коллегия, 1995. С. 174.
13. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». М.: Юстицинформ, 2007.
14. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М.: Юнити-Дана, 2004. С. 12.
15. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
16. Степенко В.Е. Пограничные органы ФСБ России в системе обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере // Военно-юридический журнал, 2006, №12.
17. Хамраев Виктор. Российскую власть измерили в секундах // Коммерсантъ. 2006. 28 апреля.
18. Юрьева Л. Первая книга о правовом регулировании деятельности ФСБ России // Адвокат, 2006, №1.
|