Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых проблемах сохранения и развития человеческого потенциала России.
Капитализация человеческого фактора и формирование общественного капитала напрямую зависят от способности индивидов и сообществ к освоению нового, восприятию и индукции инновационного. Прорыв в будущее страны и нации в глобальной ситуации смены ведущего технологического уклада и формирования класса новых массовых идентичностей невозможен без смены ведущей антропологической модели. Однако нынешняя ситуация в России - с точки зрения условий развития человека - представляет удручающую картину. Трудности переходного периода усугубляются отсутствием четкой и целостной стратегии развития, поэтому настоятельно требуется выработка стратегии, ориентированной на развитие человека. И здесь нельзя не согласиться с А.И. Солженицыным в том, что наша национальная идея - это «сбережение народа».
К сожалению, Россия до сих пор не переломила ситуацию и по-прежнему находится в группе стран с пониженным индексом развития человеческого потенциала, поэтому ей приходится не столько организовывать рост, сколько противостоять спонтанному падению человеческого потенциала, особенно в ряде российских регионов.
Президент В.В. Путин сформулировал задачу развития российской экономики как «поворот к человеку», «вложение в человека» с целью повысить качество человеческого капитала, для чего были приняты национальные проекты по развитию образования и здравоохранения.
Исследования показывают, что главными причинами разрушения человеческого потенциала в России сегодня являются не экономические факторы, обуславливающие низкий уровень жизни народа, а факторы социально-психологические, обуславливающие качество жизни. При этом доминируют два основных фактора: озлобленность и агрессивность, а также чувства безысходности и потери смысла жизни. Именно эти факторы на 70-80% и определяют сегодня жизнестойкость российского общества.
Система образования может стать одним из главных факторов сохранения и развития человеческого потенциала нашей страны. Прежде всего это касается качества развития человеческого потенциала и уровня интеллектуализации российского общества в соответствии с новыми вызовами XXI века. Для решения этой проблемы необходимо:
1. Активизировать уже идущий в России процесс развития университетского образования, имея в виду повышение его качества и соответствия основным вызовам XXI века, а также требованиям интеграции с фундаментальной наукой на приоритетных направлениях развития научно-технологической революции.
2. Всемерно поддерживать и развивать инновационную ориентацию системы образования. При этом имеется в виду ее ориентация на проблемы и методы инновационной экономики и инновационной деятельности.
3. По образцу Китая ввести и широко использовать систему государственного кредитования студентов вузов, лицеев и колледжей. При этом в первую очередь должны учитываться государственные потребности и приоритеты страны в области подготовки и переподготовки кадров.
4. Система образования России должна рассматривать в качестве своей главной цели формирование высокодуховной и нравственной личности, воспитание человека, который знает и любит свою родину и служение ей считает основным долгом своей жизни. Она должна воспитывать патриота и гражданина, осознающего свою личную ответственность за судьбу страны. Решение этой проблемы для России - сегодня уже не гуманитарная задача, а основной вопрос выживания российской нации. Именно поэтому актуальность и важность данной проблемы особенно подчеркивается в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.
1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 35. - Ст. 3506.
4. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (вместе с «Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 49. - Ст. 5497.
5. О ратификации европейской хартии местного самоуправления: Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 15. - Ст. 1695.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 42. - Ст. 5005.
7. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. – 622 с.
8. Васильев А.А. Муниципальное управление. - Нижний Новгород 2008. – 644 с.
9. Васильев В.И., Петрова Г. В. и др. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / отв. ред. Тихомиров Ю.А. - М., 2008. – 766 с.
10. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Юристъ, 2008. – 664 с.
11. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: учебник для вузов. - М., 2008. – 688 с.
12. Игнатов В.Т. Становление государственного управления и местного самоуправления в современной России. - Ростов-н/Д., 2006. – 810 с.
13. Муниципальное управление: учебное пособие для вузов / под ред. В.Н. Иванова. - М., 2007. – 850 с.
14. Шабанова М.М., Шамарова Г.М. Управление подготовкой и повышением квалификации муниципальных служащих: Монография. - Махачкала, 2007. - 202 с.
|