Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
Тот факт, что названия органов местного самоуправления совпадают, как правило, с названиями органов государственной власти, закономерен. Практика показывает, что органы местного самоуправления независимо от их правовой природы продолжают выполнять функцию государственного управления на местах. Пределы самостоятельности органов местного самоуправления относительны и должны выражаться в разграничении полномочий и сфер компетенции властей центра и мест, то есть в обособленности круга дел, предоставленных местному самоуправлению. Хотя необходимо отметить, что государственное начало местного самоуправления заложено в выполняемых им отдельных государственных функциях: налоговая политика, содействие в военной мобилизации, обеспечение охраны общественного порядка, социальное обеспечение, организация выборов и другое. Без государственного начала местное самоуправление немыслимо. Но местное самоуправление не должно подменяться местным государственным управлением. Однако четкой грани между помощью и давлением со стороны субъектов Российской Федерации на органы местного самоуправления пока нет.
С исполнительными органами местного самоуправления ситуация неоднозначна. Изучение уставов муниципальных образований показало, что определение структуры исполнительных органов, порядок их формирования, названия, сфера деятельности, взаимодействие между собой отнесены к компетенции руководителя исполнительных органов или к компетенции главы местной администрации. Поскольку существовала практика разработки типового проекта устава муниципального образования органами субъекта Российской Федерации, где установление структуры исполнительных органов относилось к компетенции главы местной администрации, основная масса уставов муниципальных образований была принята или утверждена в предложенном варианте. То есть был заложен и узаконен принцип единоначалия в системе исполнительных органов местного самоуправления.
В этом, на наш взгляд, заключается одна из причин сохранившейся системы органов местного самоуправления советской модели, отсутствия четкой грани в компетенции органов местного самоуправления между выполнением собственных и государственных полномочий и неспособностью органов местного самоуправления в полном объеме выполнять функции, возложенные на него федеральным законодательством.
1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. – 588 с.
5. Васильев, А.А. Муниципальное управление. - Нижний Новгород 2008. – 612 с.
6. Глущенко, П.Л. Муниципальное право / П.Л. Глущенко, В.В. Пылин. - СПб.: Питер, 2008. – 610 с.
7. Гневко, В.А. Муниципальное управление: подготовка и повышение квалификации служащих. - СПб.: Бизнес-центр, 2007. – 612 с.
8. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Юристъ, 2008. – 712 с.
9. Муниципальное управление: учебное пособие для вузов / под ред. В.Н. Иванова. - М., 2007. – 812 с.
|