Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.
В настоящее время законодательством урегулирован статус избирательных комиссий, определена их роль в избирательном процессе. Формально это роль арбитра, независимого и беспристрастного организатора конкурентной политической борьбы, институционализированной в форме избирательной кампании. Однако на практике избирательные комиссии не всегда отвечают этому своему назначению, они все менее самостоятельны и все более превращаются в заинтересованных участников выборов, играющих «на одну сторону». Этому в немалой степени способствуют недостатки правового регулирования статуса комиссий, а также их восприятие в обществе и во власти, традиции данного института.
Как представляется, существуют два не зависящих друг от друга пути решения данной проблемы. Во-первых, необходим действенный, беспристрастный, основанный на принципе верховенства права судебный контроль за выборами. В настоящее время он в значительной степени ослаблен, избирательный процесс подконтролен исполнительной власти. Нужно отметить, что традиций судебного контроля за процессом выборов в России нет. Исторически комиссии действовали «под эгидой» исполнительной власти, и именно последняя так или иначе направляла их работу. Судебный контроль 1905 - 1917 годов можно назвать скорее эпизодом в истории избирательной системы с учетом последующих тенденций развития института комиссий. Поэтому отработка судебных механизмов контроля свободных и справедливых выборов - абсолютно новая задача, которая, к слову, весьма далека от своего решения.
Во-вторых, для обеспечения независимости избирательных органов следовало бы постепенно трансформировать их в состоящие из профессиональных юристов судебно-административные органы, формируемые как минимум 3 - 5 различными субъектами (губернаторы, законодательные собрания, органы судейского сообщества, профессиональные сообщества юристов, академическое сообщество и т.д.) на продолжительные сроки полномочий, не привязанные к конкретным электоральным циклам. Таким образом, предлагается вернуться к одному из вариантов развития института избирательных комиссий, который не был реализован в дореволюционной России, обладавшей в известной степени независимой судебной властью. В настоящее время в связи с судебной реформой можно вновь обсудить целесообразность появления судей в составе комиссий.
Обеспечение независимости и беспристрастности избирательных органов и надлежащего судебного контроля за их деятельностью является первоочередной задачей, от которой зависит чистота и законность выборов и референдумов в Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 42. - Ст. 5005.
3. О политических партиях: федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 24. - Ст. 2253.
5. О выборах президента Российской Федерации: федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 2. - Ст. 171.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
7. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 21. - Ст. 1919.
8. Автономов А.С. Избирательные системы // Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие. - М, 2007. – 588 с.
9. Анисимова Н.И. О регистрации кандидатов и списков кандидатов на региональных парламентских выборах 2 декабря 2007 года // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 4.
10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2008. – 812 с.
11. Безуглов А.А. Конституционное право России. Т.1 / С.А. Безуглов, С.А. Солдатов. - М., 2008. – 688 с.
12. Ефименко Е.А. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума в российской федерации: правовой режим, особенности, недостатки // Конституционное и муниципальное право. – 2007. - № 3.
13. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации. История, теория, практика. - М., 2007. – 412 с.
14. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / отв. ред. А.В. Иванченко. - М.: НОРМА,2008. – 654 с.
15. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / отв. ред. - А.В. Иванченко. - М., 2008. – 566 с.
16. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 810 с.
17. Масловская М.В. Избирательный процесс и иные разновидности правовой формы деятельности // Конституционное и муниципальное право. – 2007. - № 8.
18. Миронов Н. Институт избирательных комиссий в Рроссии: тенденции развития и роль в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. – 2007. - № 2.
19. Постников А. Е. Избирательное право России / Е.А. Постников. - М., 2008. – 542 с.
20. Чуров В.Е. Итоги выборов 2007 года в цифрах и размышлениях // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 6.
|