Заключение
Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.
Законы социального управления выражают реальные отношения в системах управления различной масштабности и носят объективный характер. В общественной жизни действие законов проявляется в виде тенденций как следствие исключительно деятельности людей. Поэтому законы социального управления - это объективные, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи, взаимозависимости субъекта и объекта управления в конкретной системе управления в процессе ее функционирования. Объективная природа законов социального управления проявляется как связь, совпадение или противоречие интересов сторон взаимодействия. Познание законов управления создает возможность управлять социальными процессами, оптимизировать их результаты.
Управление, понимаемое в целом (с позиции социальной философии) как социо-культурный процесс, предполагает отбор и наследование конструктивного мирового опыта - исторического и современного - полезного для повышения социальной эффективности системы управления любой масштабности. В современных условиях это фактор стратегического значения и потому проблема качества управления должна стать делом государственной и общенародной заботы.
Итак, краткое «введение в управление», изложенное в данном параграфе, дает возможность констатировать, что управление - это объективная социальная реальность, универсальное явление, предметная деятельность (разновидность общественно необходимого труда), научная и учебная дисциплина, социально значимая профессия и искусство. Искусство создавать из тонкой и сложной «материи» социально-психологических отношений уртойчивую и успешно функционирующую социальную систему управления различной масштабности.
1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Архипов, В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 810 с.
5. Атаманчук, Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. - М.: Экономика, 2007. – 614 с.
6. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - М.: Юридическая литература, 2007. – 384 с.
7. Виханский ОС, Наумов А.И. Менеджмент. - М, 2008. – 612 с.
8. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. - М., 2008. – 566 с.
9. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Юристъ, 2008. – 712 с.
10. Дункан Д. Основополагающие идеи в менеджменте. - М, 2006. – 812 с.
11. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - Белгород, 2003. – 212 с.
12. Мысин Н.В. Теория социального управления. - СПб., 2008. – 610 с.
13. Поляков ВТ. Человек в мире управления. - Новосибирск, 1992. – 512 с.
14. Пригожий А.И. Современная социология организаций. - М., 1995. – 810 с.
15. Система государственного и муниципального управления: учебник / под общ. ред. Г. В. Атаманчука. - М.: Изд-во РАГС, 2007. – 842 с.
16. Социальное управление: Словарь. - М., 2008. – 688 с.
17. Социальный менеджмент: учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. - Новосибирск, 1998. – 540 с.
|