Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
При разработке теоретических проблем административного нормотворчества явно недостаточно используется и зарубежный опыт. Перспективным здесь представляется опыт США, где принятию значимых нормативных актов предшествует проведение социологических исследований, в том числе опросов населения, что позволило американской юридической практике по ряду направлений «вырваться вперед», сообразуя законодательные установления с духовными, этическими категориями и идеалами либерализма.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, рассматривая перспективы внесения поправок в Конституцию РФ, О.Е. Кутафин утверждает: «Чем больше мы приблизим Конституцию к реальности, тем лучше будет всем нам и у нас будет меньше желания что-либо менять». Полагаем, что не Конституцию следует приближать к реальности, общая картина которой весьма удручающа, а реальность нужно поднимать до еще не достигнутых стандартов жизни государства и общества, но очень красиво сформулированных в Основном законе. Роль административного права - по образному выражению Ю.А. Тихомирова - защищающего «юридическую честь» публичного права и одновременно гражданского права, в этом процессе трудно переоценить.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред.от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 30. – Ст. 3745.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ (в ред. от 02 октября 2007 г. № 225-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2007. - № 41. - Ст. 4845.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14 –ФЗ (в ред. от 04 ноября 2007 г. № 251-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; 2007. - № 45. - Ст. 5428.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 17 мая 2007 г. № 84-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. - Ст. 3824; 2007. - № 22. – Ст. 2564.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая: федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 08 ноября 2007 г. № 261-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340; 2007. - № 46. - Ст. 5557.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть третья: федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2007 г. № 273-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Российская газета. - 2007. - № 267.
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 02 октября 2007 г. № 225-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012; 2007. - № 41. - Ст. 4845.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 46. - Ст. 4532; 2007. - № 43. - Ст. 5084.
10. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 24 сентября 2007 г. № 1274) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 40. - Ст. 4717.
11. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 24 сентября 2007 г. № 1274) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 21. - Ст. 2023; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 40. - Ст. 4717.
12. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000.
13. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2007.
14. Бачило И.Л. Еще раз о сути административной реформы в России // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2003.
15. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. N 11. С. 21.
16. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.
17. Бойков В. На кого работает власть? // Наша власть: дела и лица. 2004. N 2 (38). С. 38-39.
18. Воронков А.В. Понятия и Институты административного права. СПб., 2002.
19. Иванов Р.Н. Юридическая природа нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. М., 2005.
20. Ивонин М.Ю. Транспарентность государственного управления как объект социологического исследования: Автореф. дис. ... канд. социологич. наук. Новосибирск, 2007.
21. Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах. М., 2000.
22. Коренев А.П. О соотношении административно-правовых институтов и отрасли административного права // Институты административного права России. М., 1999.
23. Краснов М.А., Талапина Э.В., Южаков В.Н. Коррупция и законодательство: анализ закона на коррупциогенность // Журнал российского права. 2005, N 2. С. 77-88.
24. Методы и формы государственного управления / Под ред. Ю.М. Козлова, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева и др. М., 1997.
25. Ноздрачев А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. 2005. N 9.
26. Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007.
27. Панова И.В. Административно-юрисдикционный процесс. Саратов, 1998.
28. Пряхина Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М., 2006.
29. Пызина Г.В. Транспарентность исполнительной власти: сущность и механизмы реализации в современной: Автореф. дис. ... канд. политич. наук. М., 2006.
30. Ромашов Р.А. Общетеоретические аспекты восприятия предмета, метода и структуры административного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. N 2 (34). С. 11.
31. Сергеев Ю.В. Проблемы учреждения системы административных судов в Российской Федерации: Автореф. дис ... канд. юрид. наук. М., 2007.
32. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. N 4.
33. Сорокин В.Д. Семь лекций по административному праву. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 1998.
34. Старилов Ю.Н. Будущее Конституции Российской Федерации: «реализация без изменений», «преобразование» или «неизбежность пересмотра» // Право и политика. 2005. N 1, 2.
35. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М., 2002.
36. Старилов Ю.Н. Общее административное право. Воронеж, 2007.
37. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 2008.
38. Тихомиров Ю.А. Преодолеть коррупционность законодательства // Право и экономика. 2004. N 5.
39. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5.
40. Тихомиров Ю.А., Ноздрачев А.Ф., Пронина В.С., Хангельдыев Б.Б., Терещенко Л.К., Петухов В.Н. Концепция развития административного законодательства // Правовая реформа: концепция развития российского законодательства. М., 1995.
41. Шахрай С. 10 лет Конституции России: мифы и факты // Аргументы и факты. 2003. N 50. С. 4, 8.
42. Щеглова Л.В. Административное нормотворчество во Франции: теория и практика // Юридические записки: Государственная власть в России. Проблемы осуществления и развития. Вып. 17. Воронеж, 2004. С. 272-281.
|