Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.
Интересы охраны законности и правопорядка в государстве, защиты прав и законных интересов российских граждан обеспечиваются посредством применения мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства, нарушающим нормы действующего законодательства в сфере пребывания на территории Российской Федерации.
Данные меры различной целевой направленности и правового содержания (меры пресекательного характера, административно-правовые санкции в виде административного штрафа с выдворением за пределы Российской Федерации или без такового, меры обеспечительного характера) могут быть применены к иностранным гражданам (лицам без гражданства) в случаях несоблюдения предписаний правовых норм, выразившегося в нарушении:
а) установленных правил въезда в Российскую Федерацию;
б) правил пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, определяющих порядок регистрации и передвижения по территории России, выбор места жительства, порядок выезда за пределы РФ по истечении определенного срока пребывания.
Кроме вышеобозначенных административно-правовых мер принудительного характера в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих правила пребывания, проживания, передвижения по территории России, транзитные и иммиграционные правила, могут быть применены меры обеспечительного характера (доставление и административное задержание) в случае, если это необходимо для установления личности или выявления обстоятельств административного правонарушения. В зависимости от целей, оснований и сроков различают задержание на общих основаниях и специальные виды задержания. Задержание на общих основаниях производится органами внутренних дел на срок не более трех часов. Задержанию подвергаются лица, совершившие административные правонарушения, посягающие на установленный порядок пребывания на территории Российской Федерации. Однако общий срок задержания лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный порядок пребывания на территории Российской Федерации, не может превышать 48 часов. Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 22 Конституции РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, пребывающие на территории Российской Федерации, в случае выдворения из нее в принудительном порядке могут быть до судебного решения подвергнуты задержанию на срок, не превышающий 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению при условии, что без такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено.
Таким образом, в интересах охраны законности и правопорядка в государстве, обеспечения соблюдения специального административно-правового режима пребывания на территории России лицами, не являющимися ее гражданами, уполномоченными государственными органами используются предусмотренные в действующем внутригосударственном законодательстве средства административно-принудительного характера. Причем в правовых нормах определяются основания применения, виды административно-принудительных средств, размеры административно-правовых санкций, а также процессуальный порядок их назначения. Административно-правовое принуждение, применяемое к виновным иностранным гражданам и лицам без гражданства в случае нарушения режима пребывания на территории Российской Федерации, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера (пресекательного и обеспечительного характера, мерах административной ответственности).
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 12.07.2006 № 2 – ФКЗ) // Российская газета.- 1993. - № 237; Собрании законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 29. - Ст. 3119.
2. О Правительстве Российской Федерации (в ред. от 30.07.2007 № 1 – ФКЗ): федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.- № 51. - Ст. 5712; Собрание законодательства Российской Федерации.-2007. - № 6. – Ст. 680.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 № 153 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; Собрание законодательства Российской Федерация. – 2006. - № 31 (ч. I). - Ст. 3452.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в ред. от 30.12.2006 № 273 – ФЗ): федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 2. - Ст. 198; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 36.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 № 283 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (Часть I). - Ст. 4921; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 1 (часть I). – Ст. 46.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2007 г. № 273-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Российская газета. - 2007. - № 267.
7. Таможенный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 06 декабря 2007 г. № 333-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2066; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 50. - Ст. 6246.
8. О федеральной службе безопасности (в ред. от 27.07.2006 № 153 – ФЗ): федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 15. - Ст. 1269; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №31 (часть I). - Ст. 3452.
9. О внешней разведке (в ред. от 22.08.2004 № 122 - ФЗ): федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 143; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.
10. О государственной охране (в ред. от 29.12.2004 № 191 – ФЗ): федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 22. - Ст. 2594; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1 (часть I). - Ст. 17.
11. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (в ред. от 4 декабря 2007 г. № 327-ФЗ): федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 34. - Ст. 4029; Собрание законодательства Российской Федерации.- 2007. - № 50. - Ст. 6240.
12. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (в ред. от 04 декабря 2007 г. № 328-ФЗ): федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3032; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 50. - Ст. 6241.
13. О безопасности (в ред. от 25.07.2006 № 128 – ФЗ): закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 15. - Ст. 769; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. (часть I). - Ст. 3427.
14. О беженцах (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ): федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 12. - Ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 29.
15. О Государственной границе Российской Федерации (в ред. от 4 декабря 2007 г. № 332-ФЗ): закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 17. - Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 50. - Ст. 6245.
16. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2000 г. № 24) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 2. - Ст. 170.
17. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2007 г. № 1765) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 33. - Ст. 3254; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 53. - Ст. 6554.
18. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 24 сентября 2007 г. № 1274) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 40. - Ст. 4717.
19. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 24 сентября 2007 г. № 1274) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 21. - Ст. 2023; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 40. - Ст. 4717.
20. Административное право: Учебник / под ред. Л. Л. Попова. - М., 2008.
21. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М., 2008.
22. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. - М., 2008.
23. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. - М., 2008.
24. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. А.А. Николаева. Том 2. - М.: Изд-во «Эксмо», 2008.
25. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2008.
26. Конин Н. М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. - Саратов, 2008.
27. Манохин В. М., АдушкинЮ.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. - М., 2008.
28. Ромашев Ю.С., Шарафутдинова Д.К. Учет особенностей международно-правового режима морских пространств в борьбе с нелегальной миграцией // Миграционное право. – 2007. - № 4. – С. 19.
29. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II. Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М., 2008.
30. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II. Государственная служба. Управленческие действии. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М., 2008.
31. Степенко В.Е. Система юрисдикционных органов в области защиты государственной границы Российской Федерации // Таможенное дело. – 2007. - № 3. – С. 7.
32. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2004.
33. Теория государства и права: учеб. Пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. – 2 – е изд. пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.
34. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008.
35. Хропанюк В.М. Теория государства и права: учебное пособие / под ред. В.Г.Стрекозова. 2-е изд. доп. - М., 1997.
|