Заключение
Вряд ли кто-то будет спорить, что на пути реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности предстоит сделать еще немало. Однако то, что уже сейчас отчетность как довольно полезную и очень полезную оценивают порядка 2/3 опрошенных, можно считать обнадеживающим фактом.
Сейчас предпринимается попытка развеять бытующее представление, что применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), на приближение к которым, и нацелена отечественная бухгалтерская реформа, выгодно в основном крупным компаниям. При этом акцент делается на управленческих плюсах и пользе от совершенствования качества учетной информации. В то же время рекомендуется сопоставлять выгоды, связанные с переходом на МСФО, с соответствующими издержками. Среди последних отмечаются затраты на приобретение и обновление программных продуктов и тренинг персонала, а также возможное снижение конкурентных преимуществ в связи с расширением объема информации, раскрываемой для внешних пользователей.
И все же Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. По сравнению с действовавшими ранее Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263, такая трактовка цели аудита - несомненный шаг вперед (ранее речь шла об установлении достоверности, что несогласуется с современным пониманием задач и возможностей аудита). В то же время из Федерального закона выпало уточнение о том, что выражается мнение о достоверности во всех существенных отношениях. Не исключено, что это станет возможной причиной завышения ожиданий от точности результатов аудиторских проверок. Многие проблемы во взаимоотношениях аудиторских фирм и проверяемых экономических субъектов связаны с тем, что последние изначально склонны требовать от аудиторов большего, чем позволяют рамки аудиторской проверки. Так, в источниках подчеркивается, что члены профессионального сообщества должны ясно отдавать себе отчет, что объективно существует так называемый разрыв ожиданий, то есть разрыв между той информацией (с точки зрения ее объема, достоверности и полезности), которую профессиональное сообщество может предоставить, и той, которая от него ожидается.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что аудит - контроль особого рода, имеющий принципиальные отличия от контроля государственного по целям, задачам, порядку осуществления и результатам деятельности.
Аудитор - не проверяющий, функцией которого является призвать нарушителей к ответственности, но и не правая рука бухгалтера. Аудитор - профессионал, чье мнение представляет ценность для пользователей отчетности. Осознание этого обстоятельства чрезвычайно облегчает общение с аудитором и повышает эффективность работы последнего. Новый Закон должен стать краеугольным камнем в процессе построения системы цивилизованного взаимодействия между участниками рынка профессиональных аудиторско-консультационных услуг.
Нормативно-законодательные документы
1. Конституция РФ: Официальный текст с историко-правовым комментарием д.ю.н., проф. Б.А. Страшуна. – М.: Норма, 2006. – 128 с.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1, 2, 3 с изменениями и дополнениями от 02.02.2006
3. Налоговый кодекс РФ. Часть 1, 2 с изменениями и дополнениями от 30.03.2006
4. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», утвержден 21 ноября 1996 г., с изменениями и дополнениями от 30.06.2003
5. Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» с изменениями и дополнениями от 29.12.2004
6. Федеральный закон N 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» с изменениями и дополнениями от 04.04.2006
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н
8. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 307-ФЗ от 30.12.2008 г. -
1. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности” (от 20.08.99г. Протокол №5).
2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Правило (стандарт) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности".
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н
4. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2000
5. Богомолов А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000.
6. Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2000
7. Клатикова Л.Д. Аудит деятельности предприятий. – М.: Мираж, 2006. – 358 с.
8. Кравченко Л. И. Аудит- Минск: Вышейшая школа, 2005. – 215 с.
9. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2005. – 521 с.
10. Курс экономического анализа / Под ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. - М: Финансы и статистика, 2007. – 541 с.
11. Леонтьев С.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. – М.: Сток, 2006. – 202 с.
12. Мильнер Б.З. Теория организации : Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.:ИНФРА-М,2003. – XVIII, -с. 252
13. Никифорова В.О. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. – М.: Исток М, 2005. – 187 с.
14. Новиков В.В. Анализ финансового состояния - М.: Инфра-М, 2003 – 219 с.
15. Павлова А. В. Анализ прибыли и рентабельности предприятий. - М.: Финансы, 2005. – 210 с.
16. Пястолов С.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проект, 2006. – 471 с.
17. Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2001
|