Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
Административное право как отрасль права — это совокупность норм, правил поведения установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции. То есть в сферу административно-правового регулирования включен однородный круг управленческих общественных отношений, возникающий в процессе практической, повседневной реализации функций и задач жизнеобеспечения личности, государства и общества в целом органами исполнительной власти, государственного управления и администрациями органов МСУ.
Как и любая отрасль права, административное право выполняет регулирующую и охранительную функции. При этом особенностью регулирующей функции административного права является то, что оно является необходимым условием реального, подчеркнем это слово, существования иных отраслей права, создает своего рода инфраструктуру, в которой реализуются их нормы. Можно сколько угодно декларировать исключительность и важность положений конституционного и гражданского права, однако без системы, при которой декларативные положения названных отраслей станут претворяться в жизнь, и конституционные положения, и гражданско-правовые нормы останутся набором красивых деклараций.
Перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.
Формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы. Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административных правонарушений, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. - Ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая: федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 46. - Ст. 4532; 2007. - № 43. - Ст. 5084.
6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
7. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 21. - Ст. 2023.
8. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова. - М., 2007.
9. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М., 2008.
10. Брэбан Г. Французское административное право: Пер. с фр. / под ред. и со вступ. ст. С. В. Боботова. - М., 2008.
11. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. - М., 2008.
12. Краткий очерк науки административного права. Конспект лекций ординарного профессора по кафедре государственного права и административного И. Т. Тарасова. Ярославль, 2008.
13. Курс административного права и процесса / Ю. А. Тихомиров. - М., 2008.
14. Овсянко Д. М. Административное право. - М., 2005.
15. Советское административное право: Учебник / Под ред. П. Т. Василенкова. - М., 1990.
16. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1. История. Предмет. Нормы. Субъекты. - М., 2008.
|