1288. Разработка приоритетных направлений долгосрочного социально - экономического развития региона на примере Чеченской республики.
Диплом |
23.05.2010, 18:16
Стоимость 3500 р. Год выполнения 2010г.
Содержание ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 6 1.1. Социально-экономические последствия военных компаний в Чеченской Республике 6 1.2. Основные показатели социально-экономического развития 9 1.3. Роль Чеченской Республики в экономике РФ 19 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ 22 2.1. Нормативно-правовое регулирование социально-экономического развития Чеченской Республики 22 2.2. Анализ проблем развития Чеченской Республики 24 2.3. Стратегическая цель и направления развития Чеченской Республики 37 ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 42 3.1. Принципы построения плана долгосрочного социально - экономического развития региона 42 3.2. Основные направления долгосрочного социально-экономического развития Чеченской Республики 55 3.3. Развитие нефтяной промышленности как фактор устойчивого роста экономики Чеченской Республики 62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73 ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Осознавая значимость создания благоприятного
инвестиционного климата в деле возрождения и развития экономики, руководством
Чеченской Республики при поддержке федерального центра в рекордно короткий срок
проделана колоссальная работа по восстановлению городов и сел республики,
объектов образования и здравоохранения, культуры и спорта, промышленных
предприятий, объектов инфраструктуры и многое др.
Позитивные результаты в стабилизации
общественно-политической и социально-экономической ситуаций, выгодное
географическое положение республики, запасы различных полезных ископаемых для
развития промышленности, стройиндустрии и нефтеперерабатывающего производства,
благоприятные природно-климатические условия для развития АПК, а также
значительные материальные и трудовые ресурсы – все это дает республике
уникальную возможность стать одним из самых инвестиционно-привлекательных
субъектов Российской Федерации.
В этой связи задача создания благоприятных условий для
развития инвестиционной деятельности в республике является одной из
приоритетных направлений деятельности Правительства Чеченской Республики.
Так, органы исполнительной власти сконцентрировали
усилия на разработке и реализации мероприятий, направленных на [21, с. 154]:
совершенствование республиканской и местной
нормативно-правовой базы для создания максимально благоприятного
инвестиционного климата;
сокращение административных барьеров и отказ от
необоснованного государственного контроля и излишнего внимания различных
контрольных и надзорных органов к деятельности предпринимателей;
развитие инфраструктуры (транспорта, связи, гостиниц и
т.д.);
улучшение инвестиционного имиджа республики
(организация форумов, конференций, ярмарок и других мероприятий, направленных
на информирование широкого круга потенциальных инвесторов об инвестиционных
возможностях республики, завершение создания Инвестиционного паспорта
республики, Интернет - сайта).
Основная цель стратегического социально-экономического
развития Чеченской Республики - определение приоритетных направлений развития
региона на долгосрочную перспективу, обеспечение совместных действий и поиск
предметов партнерства государственных органов исполнительной власти,
представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе
общественных, а также согласованность действий федеральных и республиканских
органов исполнительной власти. Определение приоритетных направлений развития
Чеченской Республики на период до 2020 года и механизмов достижения опережающих
темпов экономического роста, позволяющих обеспечить качественное изменение роли
региона как в экономике России, так на всем Юге страны.
В новой модели экономики Чеченской Республики
восстановление и развитие нефтеперерабатывающего комплекса должно быть
приоритетным, несмотря на полное разрушение отрасли (80-90%), с одной стороны,
и высокой конъюнктуры экспорта нефти, с другой. Целесообразность его
восстановления, инициированная Правительством Республики, обусловлена следующими
причинами:
- это исторически традиционные отрасли хозяйства
Чеченской Республики, одна из важнейших сторон менталитета ее населения,
наконец – гордость этого кавказского народа;
- наличие собственной сырьевой базы (при рациональной
схеме ее переработки), возможности использования дагестанской, казахстанской и
Бакинской нефти, а также сохранение научной базы и системы подготовки кадров;
- наличие развитой транспортной инфраструктуры для
поставок нефтепродуктов на локальный и региональные рынки;
- один из путей налаживания деловых связей с
хозяйствующими субъектами других регионов РФ, прямого выхода на региональные
рынки и в российское экономическое пространство, способствующее развитию
открытого внутреннего рынка;
- создание большого количества рабочих мест для
высококвалифицированных рабочих и инженеров, для которых важна работа, а не
политика, и, кроме того, это один из способов вернуть высококлассных
специалистов, вынужденно покинувших Республику;
- рационально и более эффективно, в интересах
Республики, будет использоваться чеченская нефть: Республика будет обеспечена
собственным высококачественным ГСМ, а ее бюджетная система будет иметь более
высокие доходы от переработки, в сравнении с экспортом нефти;
- будет экономически вытеснена кустарная переработка
нефти, существенно улучшена криминальная и экологическая ситуация в ЧР;
- возможность использования в качестве сырья
техногенных нефтепродуктов, откачка их из Грозненской нефтяной линзы будет
способствовать решению одной из острых экологических проблем территории.
Развитие нефтепереработки в Республике намечается
путем строительства нефтеперерабатывающего комплекса с применением передовых
технологий (риформинг плюс, МТБЭ, алкилирование и др.), на собственной нефти до
1,5 млн. т, с привлечением дагестанской, казахстанской и Бакинской нефти, на
базе одного наименее разрушенного грозненского завода (им. Шерипова), с
возможностью строительства нового завода вне пределов г. Грозного.
Рассматривается также возможность развития
нефтепереработки и нефтехимии на базе сохранившихся установок Грозненского
нефтеперерабатывающего комбината (б.им.Ленина), с использованием территории ГХК
и качественных энергоресурсов рядом расположенной ТЭЦ-3 (при условии ее
восстановления).
НГНПЗ им. Анисимова и Грозненский химический комбинат
(ГХК) подлежат списанию.