Проблема бессознательного — это проблема наличии скрытых детерминант сознания, т. е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, не представленных в опыте самого сознания, а потому бессознательных. Сознанию кажется, что оно формирует свое содержание свободно, тогда как на самом деле это содержание обусловлено влиянием каких-то при-. чин, о которых само сознание не знает. Непроясненность для сознания своих детерминант создает основу для человеческого рабства. Человек перестает быть «хозяином» в «своем собственном доме», в пространстве своего сознания. Прояснить природу бессознательного и тем самым освободить людей от его диктата, расширить поле их свободы — такую смысложизненную трактовку этой проблемы давали многие мыслители, и прежде всего К. Маркс и 3. Фрейд. Но они по-разному понимали природу бессознательного, а потому предлагали разные способы освобождения человека.
Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.
Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.
Нельзя однозначно сказать о положительном или отрицательном значении эмоций в жизни человека. Они могут оказывать и то, и другое влияние.
В сложных ситуациях эмоции человека могут протекать в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния.
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1989. – 639 с
2. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб., 1999. – 323 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1985. – 353 с.
4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.-576 с.
5. Основы психологии. Практикум/ Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2000. – 576 с.
6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 453 с.
7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М. – 1982. – 197 с.
8. Философия. Учебник для вузов. / под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Юнити, 2001. – 584 с.
9. Философия: 100 экзаменационных вопросов. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2000. – 256 с.
10. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с.
11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981. – 445 с.
12. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
, Основы психологии. Практикум/ Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2000. – С. 24
|