Совет Федерации - это тот государственный и политический институт, который все еще находится в стадии реформирования. Причем преобразования, главным образом, касаются одной сферы. Продолжается поиск оптимальной модели формирования этого органа. Направленность подобных перемен заключается в стремлении изменить политический облик верхней палаты российского парламента.
Введение нового порядка образования Совета Федерации не положило конец дискуссии о том, каким образом он все-таки должен формироваться. Все громче звучат предложения о возврате к практике избрания членов Совета Федерации непосредственно населением субъектов Российской Федерации. Есть также другие варианты. Один из них состоит в том, что представитель от региональной исполнительной власти избирается в паре с главой исполнительной власти на губернаторских (президентских) выборах в субъекте Федерации. Тем самым он получает двойной статус: с одной стороны, назначается губернатором в избирательную пару, с другой - проходит процедуру избрания населением субъекта Федерации. Представителем от законодательной власти в Совете Федерации автоматически становится спикер регионального законодательного собрания.
На мой взгляд существующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации вполне приемлем. Он полностью отвечает представительной природе этого органа и направлен на то, чтобы члены Совета Федерации были связаны как с интересами регионов в целом, так и с интересами их властных органов.
Порядок выборов в Государственную Думу носит сугубо партийный характер. Пассивное избирательное право гражданин может теперь реализовать только через волю партийных конференций по выдвижению кандидатов в депутаты.
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года // Российская газета 25 декабря 1993г. - №237.
2. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 8 мая 1994 №3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 28. - Ст. 3466.
3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»(в ред. Федеральных законов от 12.07.2006 № 106-ФЗ,от 12.07.2006 № 107-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 30.12.2006 № 274-ФЗ, от 26.04.2007 № 64-ФЗ,от 21.07.2007 № 188-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ,от 24.07.2007 № 214-ФЗ)
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. (с изменениями на 21 июля 2007 года). Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 16 декабря 2004 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 282, 21.12.2004). Федеральным законом от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ (Российская газета, N 162, 27.07.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 11 Федерального закона от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ). Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 159, 25.07.2007).
5. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. – 4-е изд., изд. И доп. – М., Норма, 2004.
6. Вихарев А.А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: вопросы конституционной теории и практики. М. 2003.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.
8. Медушевский А.Н. Совет Федерации в российской системе разделения властей // Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / Отв. ред. Смирнягин Л.В. М. 2003.
9. Хабриева Т.Я. Концепция развития законодательного процесса // Концепция развития российского законодательства / Под ред. Хабриевой Т.Я., Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П. М. 2007.
10. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. М. 2008.
|