Заключение
Таким образом, холдинги или холдинговые компании являются разновидностью группы лиц, основанной на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который в силу владения контрольными пакетами акций (долями участия в уставном капитале), договора или иных обстоятельств оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.
Холдинговые компании согласно действующему законодательству не подлежат государственной регистрации, следовательно, и возможность прекращения статуса холдинга также не предусмотрена. Признание совокупности лиц холдингом в отсутствие системного правового регулирования этого вида предпринимательских объединений не влечет за собой каких бы то ни было регистрационных процедур и регулируется Гражданским кодексом (в рамках взаимоотношений основное - дочернее общество) и другими законодательными актами о группе лиц.
В зарубежном законодательстве и предпринимательской практике традиционно выделяют два вида холдинговых компаний: чистые и смешанные холдинги. Такое деление ставится в зависимость от того, являются ли основные общества холдинговых компаний исключительно только держателями акций (долей участия) дочерних обществ или же наряду с этим занимаются самостоятельной производственной, торговой, банковской или иной коммерческой деятельностью. В чистом холдинге основное общество владеет контрольными пакетами акций и выполняет только контрольно-управленческие функции по руководству дочерними обществами. В смешанном холдинге наряду с контролем за деятельностью дочерних обществ основное общество осуществляет также самостоятельную предпринимательскую деятельность.
При значительной распространенности холдингов в современной предпринимательской практике отсутствует адекватное правовое обеспечение создания и деятельности холдинговых компаний.
Правовое регулирование холдингов, осуществляемое в настоящий момент в рамках гражданского законодательства через определение категорий основного и дочерних хозяйственных обществ (ст.ст.105, 106 ГК РФ, ст.6 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст.6 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"), явно отстает от требований предпринимательской практики, к тому же является по ряду аспектов противоречивым. Мы до сих пор не имеем системного законодательства, которое бы регламентировало "внутреннюю жизнь" холдингов и их внешние контакты - взаимодействие с другими предпринимательскими структурами, кредиторами, акционерами, наконец, государством.
Правовую основу образования холдингов с участием государства или муниципальных образований создает Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Список использованной литературы:
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I "О банках и банковской деятельности" // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27 ст. 357.
4. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 18 апреля 1991 г., № 16, ст. 499.
5. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 1.
6. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г., № 7, ст. 785.
7. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 4 ст. 251.
8. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1992 г., № 21.
9. Алещев И., Сергеева И. Холдинги и ФПГ: объективная необходимость или пятое колесо // ЭЖ-Юрист 2000. Март. N 11.
10. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. М., 2002.
11. Диканский М.Г., Шильдкрут В.А. Международные монополии.
12. Возникновение и развитие важнейших международных картелей. М., 1966.
13. И.А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М., 1992.
14. Предпринимательское (хозяйственное) право. Том 1 / Под ред. О.М. Олейник М., 1999.
15. Тотьев К.Ю. Конкурентное право. М., 2000.
16. Шиткина И.С. Предпринимательские объединения. М., 2001.
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 4 ст. 251
|