Подводя итоги проведенному исследованию можно сделать следующие выводы.
Под источником (формой) права следует понимать обусловленный характером правопонимания общества способ и внешнюю форму признания социальных норм в качестве обязательных, т. е. способ выражения и закрепления содержания общеобязательных правил поведения, обеспечиваемых принудительной силой государства. А изучение любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его источниках, поскольку именно источники права как понятие характеризуют связь права с государством, в них опосредуется государственная воля применительно к тем или иным общественным отношениям.
В российской правовой системе утвердились такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно-правовой акт.
Правовой обычай — одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай довольно консервативен, так как возник в результате многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, передающихся из поколения в поколение.
Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.
Договор с нормативным содержанием. В условиях реформирования политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор.
В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера — нормы.
Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.
В итоге нормативно-правовой акт можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
Поэтому в качестве дополнительного, второстепенного источника права используется судебная практика, в процессе которой не только детализируются и конкретизируются законы, но и вырабатываются правоположения, обобщающие целесообразный, не противоречащий действующему законодательству повседневный опыт разрешения спорных жизненных ситуаций.
1. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) // Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации. – 1994. - № 1.
3. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) // Текст Договора официально опубликован не был
4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
5. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права / Учебник. – СПб.: Питер, 2003.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 1995. Давид Р., Жоффе-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1996.
12. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко – М. Зерцало-Теис, 1999.
13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2002.
14. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992.
|