Петербурге, в отличие от центральных губерний России, создавались крупные казенные заводы и частные мануфактуры, большей частью с применением вольнонаемного труда. Эти предприятия оснащались передовой для того времени техникой. Крупные машиностроительные заводы (Путиловский, Александровский и др.), созданные в те годы, выпускали для них машины. В первой половине XIX века получили развитие текстильная (хлопчатобумажная, шерстяная) и химическая (резиновая) промышленность, работавшие на поступавшем морским путем импортном сырье. Во второй половине XIX—начале XX века петербургская промышленность росла особенно быстро. Этот рост был обусловлен расширением внутреннего рынка, приливом в столицу русских и иностранных капиталов, государственными субсидиями промышленникам, казенными заказами, развитием внешней торговли. Благоприятным фактором явились постройка железных дорог, связавших Петербург с внутренним рынком, а также развитие парового флота.
Наибольшее развитие во второй половине XIX— начале XX века получили: машиностроение (Невский завод, дизельный завод Нобеля, станкостроительный завод «Феникс» и др.), электротехника (завод «Сименс—Шуккерт»), производство химических продуктов, бумаги, тканей, обуви, парфюмерии, различных пищевых изделий, полиграфия.
Длительное время Ленинград служил форпостом индустриализации страны, выполняя роль всесоюзной кузницы кадров и главной лаборатории Советского Союза. «Дело сложилось таким образом,—указывал С. М. Киров,—что если есть действительно самый квалифицированный, самый надежный уголок в нашей Союзе, где можно было бы с достаточным успехом создавать орудия и средства производства, то это, несомненно, Ленинград».
Ленинградская индустрия, используя свою материальную базу и кадры, первой в стране освоила многие новые производства (тракторов, мощных турбин и генераторов, нефтеналивных судов, полиграфических, текстильных и других машин, пластических масс, синтетического каучука, искусственного волокна и т. д.). Ленинградские научные учреждения подготовили освоение природных ресурсов Кольского полуострова, Карельской АССР и других районов европейского Севера. Благодаря этому была создана отечественная сырьевая и энергетическая база для ряда отраслей промышленности, заменившая импортное сырье и топливо.
Промышленность
В ленинградской промышленности преобладают крупные технически высоко оснащенные предприятия. 166 объединений (123 производственных, 39 научно-производственных и 4 производственно-технических) Ленинграда и Ленинградской области, охватывающие 556 промышленных предприятий, сосредоточили 67,6% всего промышленно-производственного персонала и 69,5% ее продукции.
Среди огромного количества изделий промышленности можно указать, например, такие: турбогенераторы для атомных электростанций, атомоходы «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», крупнейший в мире телескоп-рефлектор с диаметром зеркала 6 метров, гигантские турбины и генераторы для Саяно-Шушенской ГЭС, тракторы «Кировец».
В отраслевой структуре ленинградской промышленности ведущую роль играют машиностроение и металлообработка — отрасль, определяющая прогресс в народном хозяйстве. На долю 223 объединений и самостоятельных предприятий этих отраслей в 1980 году приходилось 48,3% всей товарной продукции и 59,2% общей стоимости фондов.
Санкт - Петербург — крупнейший и старейший центр отечественного судостроения. В Санкт -Петербурге создается 80% всех проектов для судостроения России. Судостроительные предприятия —Адмиралтейское объединение, заводы Балтийский и им. А. А. Жданова и другие — производят атомные ледоколы, мощные танкеры, лесовозы, океанские сухогрузы, плавучие рыбоконсервные заводы, научно-исследовательские суда.
Санкт - Петербург является главным центром энергетнческого машиностроения России. Каждый второй киловатт-час электроэнергии в стране вырабатывается оборудованием с маркой объединений «Ижорский завод», «Ленинградский Металлический завод», «Электросила» им. С. М. Кирова, «Электроаппарат», «Невский завод», «Ленинградский электромеханический завод», «Электрик», «Электрокерамика».
Энергетическое и электромашнностроение поставляет почти все реакторы для атомных электростанций, значительную часть производимых в стране крупных паровых и гидравлических турбин, более половины генераторов.
Объединение «Ленинградский Металлический завод» производит тепловые и гидравлические турбины; здесь изготовлены турбины для Саяно-Шушенской ГЭС, крупнейшая в мире газовая турбина мощностью 100 тысяч киловатт для Краснодарской ГРЭС.
Объединение «Электросила» им. С. М. Кирова выпускает турбогенераторы и гидрогенераторы, здесь изготовлены турбогенераторы мощностью 800 тысяч киловатт для Углегорской и Запорожской ГРЭС; мощностью 500 тысяч киловатт для Курской атомной электростанции; гидрогенераторы для Усть-Илимской, Зейской и многих других гидроэлектростанций. Турбогенераторы мощностью 1 миллион киловатт, выпущенные объединением «Ижорский завод», установлены на Ленинградской атомной электростанции. Объединение «Невский завод» выпускает газотурбинные установки для газопроводов.
Машиностроение Санкт - Петербурга занимает видное место в России по приборостроению и радиоэлектронике, производству электротехнических изделий. Санкт- Петербург дает стране приборы и средства автоматизации, электронно-вычислительные машины, радиоаппаратуру, телевизоры, электрокабель, квантовые генераторы, телескопы, оптическую аппаратуру и многие другие изделия. Ведущую роль в этих отраслях машиностроения играют объединения «Светлана», «Позитрон», «Буревестник», «Севкабель», «Вибратор», оптико-механическое объединение (ЛОМО), им. Козицкого, «Петродворцовый часовой завод», завод «Госметр».
Всемирную известность имеет одно из старейших машиностроительных предприятий страны — объединение «Кировский завод». Это мощный многоотраслевой производственный комплекс, где налажено крупнейшее в мире серийное производство мощных тракторов «Кировец», а также оборудования для атомных электростанций.
Ленинградские машиностроители выпускают машины для горной и металлургической промышленности (объединения «Кировский завод» и «Ижорский завод»), станки и инструмент (объединения им. Я. М. Свердлова и Ленинградское инструментальное), машины для текстильной промышленности и кожевенно-обувной (объединение «Вперед»), полиграфические машины (завод полиграфических машин), машины для пищевой промышленности (объединение «Продмаш»), дизели (объединение «Звезда»), подъемные краны и экскаваторы (заводы подъемно - транспортного оборудования им. С. М. Кирова и экскаваторный), карбюраторы (завод им. В. В. Куйбышева), вагоны (завод им. И. Е. Егорова) и различные другие машины.
Ленинградские химики были пионерами в ряде важных химических производств, прежде всего в области химического синтеза. Современная химическая продукция Ленинграда весьма разнообразна ее составе различные полимерные материалы, пластические массы, материалы для полупроводниковой и оптической техники, резинотехнические изделия и резиновая обувь, лакокраска, красители, фотобумага, моющие средства, различные фармацевтические и парфюмерные изделия.
6. Проблемы района
В восточной части Финского залива наибольшие подъемы уровня воды бывают при проходящих над Балтикой циклонах, которые случаются чаще всего осенью. Давление в центре циклона ниже, поэтому он втягивает в себя с большой площади огромные массы воды и, двигаясь в восточном направлении, переносит ее за собой. Когда циклоны ослабевают, вода течет во все стороны с большой скоростью (до 50—60 км/ч), образуя так называемую длинную нагонную волну высотой до 3 метров, а при сильном ветре — до 5 метров. Двигаясь по мелководью Невской губы, эта волна как бы закупоривает Неву, вызывая наводнения.
В связи с интенсивной застройкой западных приморских территорий защита Ленинграда от водной стихии стала особенно актуальной.
Список использованной литературы
1. Города России. Энциклопедия. – М.: Изд. Большая Российская Энциклопедия, 1994г.
2. Родионова И.А. Экономическая география России. – М.: Московский Лицей, 1999г.
3. А.В. Даринский. География Ленинграда. Лениздат, 1982г.
|