Введение 3 Глава 1. Общая географическая характеристика Северного экономического района 5 1.1. Географическое положение Северного экономического района 5 Двино-Печорский регион 22 1.2. Природно-ресурсный потенциал 31 Глава 2. Этапы освоения Северного экономического района 37 2.1. Основные пути освоения территории 37 2.2. Развитие Севера с IX в. до конца XVI в. 42 2.3. Географические открытия и освоение Севера к XVI-XIX вв. 46 2.4. Освоение Севера в XX в. 61 Глава 3. Особенности освоения Северного экономического района (СЭР) 68 3.1. Историческое значение освоения Севера 68 3.2. Географический анализ освоения Севера 73 3.3. Проблемы эффективного использования результатов освоения Северного экономического района 77 3.4. Проблемы освоения Северного экономического района 81 Глава 4. Использование результатов работы для развития познавательного интереса школьников на уроках географии 86 Заключение 90 Литература 1. Агранат Г.А. Освоение Севера: мировой опыт / Под ред. К.С. Лосева; АН СССР, ВИНИТИ. М., 1988. 2. Арктика - мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей: Поляр. энцикл. школьника / Науч. ред., сост. Магидович В.И. - М.: Сев. просторы, 2001. – 280 с. 3. Байкальский Экономический форум. "Круглый стол" №2. Развитие коммуникационных транспортных систем Сибири и Дальнего Востока Россия в XXI веке как транспортный мост между Европой, Азией и Америкой /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2001. - № 5 (136) . 4. Баландин Р. К. Сто великих географических открытий: Вече / Баландин Р. К., Маркин В. А. - М.: Вече, 2001. – 479 с. 5. Белов М.И. История открытия и освоения северного морского пути, т.1. – М., 1998. 6. Белов М.И. Путь через Ледовитый океан. - М., 1963. 7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М., 1997. 8. Визе В. Русские полярные мореходы XVII – XIX вв. – М., 1948. 9. Визе В.Ю. Моря Советской Арктики, М.-Л., 1948. 10. Вистбакка И.А. Организация мониторинга социально-экономических процессов на основе интегральных показателей (реализация Концепции социально-экономического развития Республики Карелия) // Пробл. региональной экономики. 2000. № 5/6/7. 11. Гвоздецкий Н.А., Михайлов Н.И. Физическая география СССР: Европейская часть. - М., 1987. 12. Гохберг М.Е., Миндели Л.Э. Северный экономический район // ЭКО. 1999. № 8. 13. Дронова Т.И. Освоение печорских земель (XVII - XVIII вв.) // Русская цивилизация. – 2002. - № 4. – С. 34 - 36. 14. Зайдфудим П.Х. Актуальные задачи постиндустриального этапа в освоении северных регионов // Проблемы современной экономики. - № 3 (7) / http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=18705 15. Зайдфудим П.Х. Лицом к Северу. М.: Глобус, 2000. 16. Зайдфудим П.Х., Громыко Ю.В., Крупнов Ю.В. Зачем России Север? - М.: Научная книга, 2000. 17. Землепроходцы и путешественники: Биогр., странствия, путешествия, приключения, животные и растения, страны и народы / Алмазов Б.А., Манжола А.П., Новиков В.Т., Терюков А.И.; Под ред. Алмазова Б.А. - СПб.: Золотой век, Диамант, 1999. – 79 с. 18. Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. – М., 2004. – С. 127. 19. Зуев С. Российский Север: контуры сценарного анализа // Русская Держава. – 2007. - № 4. – С. 45. 20. Игошин Н.В. Регулирование социального развития экономики Севера // Региональные проблемы перехода к рынку / СОПС при Госплане СССР. М., 1991. 21. История мурманского морского порта / http://www.portmurmansk.ru/index.phtml?4 22. Каневский З. М. Директор Арктики: О проф. Самойловиче Р.Л. / Каневский З. М. - М.: Политиздат, 1977. - 92с. 23. Клоков К.Б. Традиционное природопользование народов Севера: концепция сохранения и развития. СПб., 1997. 24. Колызин А.М. Торговля древней Москвы. (XII- середина XV в.). М.: Информполиграф, 2001. - 278 с. 25. Кольцов А. В. Ленин и становление Академии наук как центра советской науки. Л., 1969. 26. Комачев К.П. Географическая экспертиза: методологические аспекты. - Новосибирск, 1981. 27. Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология - экономика - политика. М., 1996. 28. Котляков В.М., Агранат Г.А. Российский Север - край больших возможностей // Вестник РАН. – 1999. - № 1. – С. 31 – 39. 29. Кошечкин Б. И. Подвиг поморских мореходов: Знание / Кошечкин Б. И. - М.: Знание, 1988. – 44 с. 30. Куцев Г.Ф. Человек на Севере. – М., 1989. – 219 с. 31. Кучкин В.А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой // Куликовская битва. Сб.статей. М.: Наука, 1980. С.26-122. 32. Лебедев Д. М. Очерки по истории географии в России XVIII в. (1725-1800 гг.): Изд-во АН СССР / Лебедев Д. М., АН СССР. Ин-т географии - М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 273 с. 33. Львов Д.С. Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. – М., 2006. 34. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. В 5 т. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с. 35. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII веках. - М.: Скрипторий, 1997. 36. Махнач В. Русский Север: Кровь и Дух. – М., 2004. 37. Менделеев Д.И. Об исследовании северного полярного океана // Проблемы экономического развития России. - М., 1960. 38. Мильков Ф.Н., Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР: Общий обзор. Европейская часть. Кавказ. - М., 1986. 39. Мир Севера. 1998. № 2. 40. Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России. – М.: Юнити, 1999. – 527 с. 41. Наше общее будущее. М.: Прогресс, 1989. 42. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1962-1976 гг.) / Арциховский А.В., Янин В.Л. М.: Наука, 1978.- 192 с. 43. Панов Л.К., Шимановская Э.Ф. Пути повышения эффективности градостроительства в районах Севера// Проблемы Севера.– М., 1974.– Вып. 19. 44. Пасецкий В. М. Первооткрыватели Новой Земли: Наука / Пасецкий В. М. - М.: Наука, 1980. – 193 с. 45. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1988 46. Пинхенсон Д. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма. - М.-Л., 1962. 47. Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод / Подгот. Д.С. Лихачев; Ред. В.П. Андрианова-Перетц.2-е изд. СПб: Наука, 1999. - 667 с. 48. России нужно активизировать свою северную политику / http://www.russia-today.ru/2006/no_16/16_SF.htm 49. Российская Арктика: на пороге катастрофы. Под ред. А.В. Яблокова. М., 1996. 50. Савельева Э.А. Европейский Северо-Восток накануне христианизации // Христианизация коми-края м её роль в развитии государственности и культуры. Т.1. Пленарные доклады. История. Сыктывкар, 1996. С.16-27. 51. Свешников В.К. Градостроительные проблемы Севера: Тез. докл. (Мурманск, сентябрь 1971).– Л., 1971.– С.5-19. 52. Славим С. В. Освоение Севера Советского Союза. М., 1982. 53. Славим С.В. К вопросу о методах и формах управления процессом социалистического освоения Севера СССР// Проблемы Севера. –М.: Наука, 1958.–Вып.1.– С. 229-243. 54. Сорокажердьев В. Рамзай и его спутники на Кольском полуострове // Полярная правда. – 1998 – 21 января. 55. Суслова М. Трудовой потенциал северных регионов России и проблемы материального стимулирования // Общество и экономика. 2001. № 7-8. 56. Тараканова С.А. Развитие познавательного интереса и творческой активности у учащихся на уроках // Первое сентября. География. – 2005. – С. 5 – 7. 57. Фроянов И.Я. Рабство и даничество у восточных славян. СПб. Изд-во СПб ун-та, 1996. - 512 с. 58. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под. ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2002. – 672 с. 59. Экономическое развитие Архангельского края в XIX – начале XX века // Русская цивилизация. – 2005. – № 6. - С. 6. 60. Энгельгардт А.П. Русский Север. Путевые заметки: Архангельская губерния. Новая Земля. - СПб., 1893. 61. Очерки по истории географических открытий. – М., 1986. – С. 46 – 47.
Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты личностно-ориентированного обучения (ЛОО) 7 1.1 Понятие личностного обучения 7 1.1.1 Обучение в сотрудничестве 8 1.1.2 Метод проектов 12 1.1.3 Разноуровневое обучение 13 1.2 История развития личностно-ориентированного обучения 14 1.3 Творческая позиция учителя как цель педагогического управления 32 Глава 2. Конструирование технологии личностного подхода в обучении 44 2.1 Технология организации личностно-ориентированного урока 44 2.2.Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий. 52 2.3 Приемы использования субъективного опыта учащегося 60 2.4 Творческая позиция учителя как цель педагогического управления. 66 Глава 3. Методика организации личностного обучения на уроках географии 87 3.1 Личностный подход в обучении географии 87 3.2 Реализация принципов личностно-ориентированного подхода в преподавании географии 89 Заключение 99 Список использованной литературы 102 Приложение Список использованной литературы
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальных классах. - М., 2001 2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское, 1990. 3. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980. 4. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е изд., М.: «Просвещение», 1988 5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. 6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. 7. Анциферова Л. И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности. - М.: Наука, 1982. 8. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: МГУ, 1984. 9. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990. 10. Балбышев И.Н. Лесные встречи. - Л., 1981; Родная природа. - Л., 1975; Из жизни леса. - Л., 1987 11. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения: Метод. пособие. - Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996, с.27 12. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук): Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1998 13. Беликов В. А. Реализация теории К. Д. Ушинского в концепции личностно-ориентированной и ценностно-значимой учебно-познавательной деятельности учащихся/ В. А. Беликов // К. Д. Ушинский и проблемы современного образования. - Челябинск, 2000. 14. Бодалев А. А. Личность и общение.//Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. 15. Бондаревская Е.В. В защиту "живой" методологии. Педагогика. 1998. № 2. С.102-105. 16. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Педагогика. 1997. № 4. С.11-17. 17. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. -Ростов н/Д., 1997. -28с. 18. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. Педагогика. 1999. № 3. 19. Бондаревская Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в педагогическую культуру. -Ростов н/Д., 1995. С.47-61. 20. Бондаревская Е.В., Качан Г.А. Диагностика личностно-педагогической саморегуляции учителя... -Ростов н/Д., 1996. -53с. 21. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК. - М.-Ростов н/Д, 1999. -560 с. 22. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Л., 1974 23. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методич. рекомендации. 24. Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991 25. Волина В., Маклаков К. Естествознание. - АРД Екатеринбург, 1998 26. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Союз Санкт-Петербург, 1997 27. Герд А.Я. Первые уроки минералогии. - Спб, 1874, с.9 28. Горощенко В.П. Хрестоматия по природоведению. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979 29. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. 30. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986 31. Данильчук В. И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов педагогического образования // Подготовка учителя в педагогическом колледже. Проблемы технологии. - Волгоград, 1996. 32. Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь. - М., 1977; Солнцеворот. - М., 1975 33. Донцов А. И. Совершенствование личности. - Р.-Д.: РГУ, 1977. 34. Забродин Ю. М. "Модель личности" в психодиагностике. Кн. 1. - М.: ВНПЦПиППН, 1994. 35. Заика Е.В., Лаптушенко Т.Н. Психологическая консультация. Вопросы психологии. №4 1997 36. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. псих. труды в 2-х томах. - М., 1986 37. Зуев В.Ф. Избр. педагогич. труды. - М.: изд. АПМРСФСР, 1953, с.56 38. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. - С.-Пб., 1995 39. Ильин В. С. Формирование личности школьника. - М.: Педагогика, 1994. 40. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968. 41. Караковский В. А. Грани воспитания. - Челябинск, 1974. 42. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982. 43. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. - Казань, 1980. - 219 с. 44. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: КГУ, 1969. 45. Колениченко А. К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. - С-Пб., 1992. 46. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988 47. Колягин Ю.М., Авдеева Т.К. Еще раз о занимательности в обучении младших школьников. «Начальная школа», №9-10 1992 48. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа», 1975, с.108 49. Краснощеков В. М. Педагогика А. С. Макаренко в личностно-ориентированной педагогической деятельности, [1888 - 1939 гг.] // Социально-личностная концепция в педагогике: наследие А. С. Макаренко и современность. - Волгоград, 1997. 50. Крупская Н.К. Педагогические соч. - М., 1959, т.3 51. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. 52. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1983, т.4 53. Немов Р.С. Психология в 3-х т. - кн. 2. - 2-е изд., М.: Просвещение «Владос», 1995 54. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991. 55. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика исследования природоведения. - М.: Просвещение, 1990 56. Педагогический поиск. - М., 1982. 57. Петровский В. А. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Педагогика, 1984. 58. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - М., 1975 59. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., 1986. 60. Ползунов И.Д. Месяцеслов, 1973 61. Прибрам К. Языки мозга. - М.: Прогресс, 1975. 62. Пучинина О.А. Игра «В мир за знаниями». - «Начальная школа», №2 1997 63. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М., 1957. 64. Рутцова Н.С. Кроссворды на уроках географии. - «Начальная школа», №6 1994 65. Сапронова Д.Д. Использование занимательных материалов на уроке природоведение. - «Начальная школа», №7-8 1994 66. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Моногр. - Волгоград, 1994. 67. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении географии. Метод. рекомендации в помощь учителю школы. - М., Новая школа, 1997 68. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. - М., 1981 69. Сухомлинский В.А. Сухомлинский о воспитании. - М., 1989 70. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т.5 71. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989. 72. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. - М., 1994. 73. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1980. 74. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. - М., 1980. 75. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. 76. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М., 1979. 77. Ярошевский М. Г. Личность и общество. - М.: Прогресс, 1973.
Доклад Тема работы – природные условия и геоэкология острова Врангеля Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа территорий со сложными климатическими условиями подвергающимися в подобных условиях антропогенной нагрузке. К одними из таких природных объектов относится о. Врангеля. Первый исследователь растительности о-ва Врангеля, известный советский ботаник и северовед Б. Н. Городков, изучавший в 1938 г. восточную часть острова, относил его к зоне арктических и полярных пустынь. Однако позднее, когда В. В. Петровским и другими ботаниками был обследован весь остров, В. Д. Александрова и другие исследователи стали относить эту территорию к подзоне арктических тундр тундровой зоны. Из-за резких региональных особенностей его растительности, даже несмотря на относительно небольшие размеры, он выделяется в особую Врангелевскую подпровинцию (Врангелевско-Западно-Американской провинции) арктических тундр. Цель работы: Охарактеризовать природные условия и геоэкологию острова Врангеля Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: - проанализировать природные условия о. Врангеля; - охарактеризовать проблемы геоэкологии о. Врангеля При написании работы были использованы учебные материалы, публикации в научных изданиях, статьи периодической печати, информация Интернет-ресурсов. Последние записи по объекту представлены в виде книги “Летописи природы” заповедника за 1998 г., копии которой хранятся в заповеднике и в Управлении заповедного дела Госкомэкологии РФ. Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Итак, остров Врангеля – остров в Северном Ледовитом океане, на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Принадлежит РФ. Входит в состав Чукотского национального округа Магаданской области. Площадь около 7300 км2. Остров Врангеля расположен на стыке западного и восточного полушарий (180-й меридиан делит его на две почти равные части), на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Он вытянут в долготном направлении и по своей конфигурации приближается к эллипсу. По Н. М. Сваткову (1961, 1970), площадь его — 7670 км2, из которых 4700 км2 занимают горы. Проливом Лонга шириной в самой узкой его части в 140 км он отделен от северного побережья Чукотки. Остров Геральд площадью около 8 км2 расположен в 60 км к востоку от о-ва Врангеля. Вокруг островов установлена охранная зона заповедника шириной 5 морских миль. (примечание редакторов сайта – в 1995 г. территория заповедника была расширена за счет 12-мильной полосы прибрежных вод) Рельеф острова сильно расчленён. Занимающие бо́льшую часть острова горы образуют три параллельные цепи — Северный хребет, Средний хребет и Южный хребет — заканчивающиеся на западе и востоке прибрежными скалистыми обрывами. Наиболее мощным является Средний хребет, в котором находится самая высокая точка острова — гора Советская (1096 м). Северный хребет — самый низкий, он переходит в широкую заболоченную равнину, носящую название Тундра Академии. Южный хребет невысок и проходит невдалеке от морского побережья. Между хребтами располагаются долины с многочисленными реками. Всего на острове более 140 рек и ручьёв протяжённостью более 1 км и 5 рек протяжённостью более 50 км. Из приблизительно 900 озёр, бо́льшая часть которых находится в Тундре Академии, 6 озёр имеют плошадь, превышающую 1 км². В среднем глубина озёр не более 2 м. По происхождению озёра разделяются на термокарстовые, к которым относится большинство, старичные (в долинах крупных рек), ледниковые, подпрудные и лагунные. Климат островов арктический, формирующийся преимущественно под влиянием циклонической деятельности на арктическом фронте. Большую часть года над островами перемещаются арктические воздушные массы, отличающиеся низкими температурами и малым содержанием влаги и пыли. Летом их вытесняют более теплые и влажные тихоокеанские воздушные массы, а иногда - сухие и запыленные континентальные сибирские воздушные массы. Особенности рельефа острова Врангеля определяют существенные термические различия в его пределах. Так, в разных пунктах южного побережья среднеиюльская температура составляет от 2.4 до 3.6°С, что соответствует диапазону, свойственному подзоне арктических тундр; на северном побережье аналогичный показатель колеблется около 1°С (как в полярных пустынях), а в межгорных котловинах центральной части острова достигает 8-10°С, что характерно для южной окраины тундровой зоны. Своеобразие термического режима межгорных котловин обеспечивается их укрытостью от наиболее холодных и влажных ветров, а также часто повторяющимися феновыми ветрами, вызывающими резкое повышение температуры Безморозный период на островах весьма краток и обычно не превышает 20-25 дней, часто составляя всего лишь около 2 недель. Для зимнего периода характерны сильные и продолжительные северо-восточные ветры, скорость которых зачастую превышает 40 м/с. За год на острове выпадает всего около 200 мм осадков, в основном в виде снега, значительная часть которого сносится с островов ветрами, при отсутствии подобного привноса. В результате, количество влаги, получаемое островами, не превышает 115-120 мм, что приближается к минимальным для Арктики значениям. На территории острова Врангеля хорошо выражены мезоклиматические различия, проявляющиеся в большей континентальности климата его центрального сектора (особенно внутренних районов), по сравнению с прибрежными западным и восточным секторами, для которых характерны более низкие летние температуры, более поздний сход снега и гораздо большая повторяемость пасмурных погод и туманов. Почвенный покров островов развит сравнительно хорошо. Преобладают, как это свойственно всем территориям подзоны арктических тундр, арктотундровые дерновые и тундровые или арктические глеевые почвы, доминируя, соответственно, в более дренированных и относительно гидроморфных элементах ландшафта. Наряду с этим, в наиболее континентальных центральных районах острова распространены и почвы, совершенно нехарактерные для арктических островов - степные криоаридные и тундростепные, свойственные резко континентальным районам Сибири и севера Дальнего Востока. Под названием аркто-тундровых засоленных почв описаны на острове и типичные солончаки, причем, литогенного происхождения, т.е. обязанные своим существованием выпотному водному режиму, что характерно для аридных территорий и совершенно нетипично для Арктики. Наконец, на острове описан довольно широко распространенный в его центральных районах тип карбонатных арктотундровых почв, нигде более пока неизвестный и являющийся, таким образом, эндемичным для острова Врангеля. Первый исследователь растительности острова Врангеля Б. Н. Городков, в 1938 изучавший восточное побережье острова, отнес его к зоне арктических и полярных пустынь. После полного исследования всего острова со 2-й половины XX в. его относят к подзоне арктических тундр тундровой зоны. Несмотря на сравнительно небольшие размеры острова Врангеля, из-за резких региональных особенностей его растительности он выделяется в особую Врангелевскую подпровинцию Врангелевско-Западно-Американской провинции арктических тундр. Растительность острова Врангеля отличается богатым древним видовым составом. Количество видов сосудистых растений превышает 310 (к примеру, на значительно более крупных Новосибирских островах таких видов всего 135, на островах Северной Земли около 65, на Земле Франца-Иосифа менее 50). Флора острова богата реликтами и относительно бедна распространёнными в других приполярных областях растениями, которых здесь по различным оценкам не более 35 — 40 %. Около 3 % растений субэндемичные (бескильница, мак Городкова, остролодочник врангелевский) и эндемичные (мятлик врангелевский, мак Ушакова, лапчатка врангелевская, мак лапландский). Помимо них на острове Врангеля произрастают ещё 114 видов редких и очень редких растений. Подобный состав растительного мира позволяет сделать вывод о том, что исконная арктическая растительность на этом участке древней Берингии не была уничтожена ледниками, а море препятствовало проникновению с юга более поздних мигрантов. Современный растительный покров на территории заповедника почти повсюду несомкнутый низкорослый. Преобладает осоково-моховая тундра. В горных долинах и межгорных котловинах центральной части острова Врангеля встречаются участки зарослей ивняка (ива Ричардсона) высотой до 1 м. Фауна острова в целом небогата видами, что связано с суровыми климатическими условиями. Фауна беспозвоночных слабо изучена. Встречаются несколько видов шмелей, комары, бабочки, мухи и проникший на остров вместе с северными оленями их паразит кожный овод. Рыбы в прибрежных водах островов изучены недостаточно. В пресноводных водоёмах островов рыбы нет. На острове регулярно гнездятся не менее 20 видов птиц, ещё 20 видов являются для заповедника залётными или нерегулярно гнездящимися. Самые многочисленные пернатые — входящие в число редких животных белые гуси. Они образуют одну основную колонию в долине реки Тундровой в центре острова Врангеля и несколько мелких колоний. Многочисленны и воробьиные, представленные пуночками и лапландскими подорожниками. Для гнездования и линьки в заповедник прилетают чёрные казарки. Также в числе обитателей заповедника гаги, исландские песочники, тулесы, бургомистры, вилохвостые чайки, длиннохвостые поморники, белые совы. Реже в заповеднике встречаются кулики-чернозобики, дутыши, полярные крачки, средние поморники, краснозобые гагары, во́роны, чечетки. Довольно часто на территорию заповедника залетают или заносятся ветром птицы из Северной Америки, среди которых регулярно посещающие остров Врангеля канадские журавли, а также канадские казарки и различные американские мелкие воробьиные, включая вьюрков (миртовые певуны, саванные овсянки, чернобровые овсянки, юнко, беловенечные зонотрихии).
Содержание Введение 3 Глава 1. Природные условия 4 1.1. Географическое положение и границы 4 1.2. Геологическое строение 4 1.3. Рельеф 5 1.4. Климат 7 1.5. Почва и растительность 14 1.6. Животный мир 22 1.7. Природные ресурсы 48 Глава 2. Проблемы геоэкологии 49 2.1 Геологическая оценка степени современной деградации окружающей среды 49 2.2. Организация системного мониторинга по контролю за состоянием и динамикой природной среды 51 Заключение 57 Литература 59 Приложения 62
Литература 1. Алексеев А.И. и др. «География России. 1 кн. Природа и население», 8 класс. – М.: Дрофа, 2003 2. Берг Л.С. Географические зоны Советского Союза. - М., 1947. - Т. 1; М., 1952. - Т. 2. 3. Воскресенский С.С. Геоморфология СССР. - М., 1968. 4. Герасимова М.И. География почв СССР. - М., 1987. 5. Зайцев В.И. Гигиеническая оценка загрязнений окружающей среды при многолетней эксплуатации сосредоточенных химических предприятий / В.И. Зайцев, А.П. Михайлуц. - Кемерово, 2001. - 191 с. 6. Заповедники и национальные парки России. - М., 1998. 7. Копанев И.Д. Снежный покров на территории СССР. - Л., 1978. 8. Лазько Е.М. Региональная геология СССР. В 2-х томах. Том 2.Азиатская часть. М.: Недра, 1975 9. Ливеровский Ю.А. Почвы СССР. - М., 1974. 10. Мещеряков Ю.А. Рельеф СССР. - М., 1972. 11. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР. - М., 1977. 12. Мильков Ф.Н., Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР: Общий обзор. Европейская часть. Кавказ. - М., 1986. 13. Морфоструктура и морфоскульптура гор и общие закономерности строения рельефа СССР. - М., 1986. 14. Мячкова Н.А. Климат СССР. - М., 1983. 15. Николаев Н.И. Неотектоника и ее выражение в структуре и рельефе территории СССР. - М., 1962. 16. Почвоведение. Учеб. для ун-тов. В 2 ч./Под ред. В. А. Ковды, Б. Г. Розанова. Ч. 2. Типы почв, их география и использование.— М.: Высш. шк., 1988. — 368 с. 17. Проблемы экологии России. - М., 1993. 18. Раковская Э.М., Давыдов М.И. Физическая география России. Учеб. Для студентов педагогических высших учебных заведений. Часть 2. М.: ВЛАДОС, 2001. 19. Смирнова М.Н. Основы геологии СССР. - М., 1984. 20. Советский Союз. Общий обзор. М.: Мысль, 1972 21. Физическая география СССР / Алпатьев А.М., Архангельский А.М., Подоплелов Н.Я., Степанов А.Я. - М., 1973-1976. - Ч. 1-2. 22. Четвертичное оледенение на территории СССР. - М., 1987. 23. Беликович А.В., Галанин А.В., Афонина О.М., Макарова И.И. Растительный мир особо охраняемых территорий Чукотки. Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2006. 260 с. 24. Караваева Н.А., Таргульян В.О., Черкинский А.Б. и др. Элементарные почвообразовательные процессы: Опыт концептуального анализа, характеристика, систематика. – М., 1992. 25. Березин М.В., 1992. Взаимоотношения хищников и песцов на острове Врангеля // Ценотические взаимодействия в тундровых экосистемах. М.: Наука. С. 90–99. 26. Берман Д.И., Алфимов А.В., 1998. Реконструкция климатов позднего плейстоцена азиатской и центральной Берингии по энтомологическим данным // Вестник ДВО РАН. №1. С. 27–34. 27. Стишов М.С., Пуляев А.И., Хрулева О.А., 1986. Общая характеристика биоты острова Врангеля // Животный мир острова Врангеля. Владивосток. С. 7–31 28. Хрулева О.А., 1987. Беспозвоночные животные // Флора и фауна заповедников СССР. Фауна заповедника «Остров Врангеля». М., 1994. - С. 6–36. 29. Пуляев А.И., 1988. Аннотированный список сосудистых растений // Флора и фауна заповедников СССР. Флора заповедника «Остров Врангеля» М. С. 8–46. 30. Черешнев И.А., Аннотированный список рыбообразных и рыб пресных вод Арктики и сопредельных территорий // Вопросы ихтиологии. 1996. №5. С. 597–608. 31. Сайт погода и климат / http://pogoda.ru.net/climate/21982.htm 32. Матвеева Н.В., 1998. Зональность в растительном покрове Арктики. СПб. 220 с. 33. Макарченко Е. А., Макарченко М. А. Определитель пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий. – М.: Наука, 1980. 34. Портенко А.В. Летопись природы заповедника. – М., 1973 35. Чернявский В.И. Циркуляционные системы Охотского моря // Изв. Тихоокеан. НИИ рыбн. хоз-ва и океанографии. – 1981. Т. 105. С. 13 - 19. 36. Успенский С.М. ООПТ СССР., - М. 1985. 37. Сыроечковский Е.Е. Биологические ресурсы Сибирского Севера: проблемы освоения. М., Наука, 1974, 366 с. 38. ООПТ России / http://www.oopt.info/ovran/comm.html 39. 40. Фотографии с сайта http://www.geophoto.ru/?action=show&id=23247