2.4. Судебная власть.
Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.
Судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.
Согласно Конституции РФ “правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.”
В Конституции РФ отражены практически все признаки правосудия:
а) судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам;
б) судьи несменяемы;
в) судьи неприкосновенны;
г) разбирательство дел в судах открытое;
д) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суды Российской Федерации делятся на три ветви: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционный Суд подробно рассмотрен в п. 3.3. Суды общей юрисдикции делятся на три звена: районный суды, суды субъектов РФ и Верховный Суд РФ. Арбитражные суды также делятся на три звена: арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.
Заключение
Россия на сегодняшний день считается правовым государством, что закреплено в статье 1 Конституции РФ. Под правовым государством обычно понимается “практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и свободы личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия.” Если следовать этому определению, то Россия не может являться правовым государством, так как на данный момент Россия является чисто бюрократическим государством. Бюрократическая машина мешает в полной мере защите свобод граждан, осуществлению народовластия. Государство, по своей структуре являющееся бюрократическим, не может эффективно бороться с бюрократией, так как это был бы полный абсурд: борьба бюрократии с бюрократией.
Для создания правового государства нужны соответствующие условия и первое из них — наличие развитого гражданского общество, то есть как раз то, чего России в первую очередь не хватает. В России есть парламент, есть более или менее демократическая Конституция, органы конституционного контроля, развитая судебная система, но отсутствует гражданское общество, все ветви власти являются более или менее зависимыми от исполнительной власти, которая по идее должна просто исполнять постановления других властей, нет реальной защиты прав и свобод граждан, так как суд не возвышен до некоего образца, средства обеспечения правовой государственности. Отсутствие всего выше перечисленного мешает построению правового государства в России. “Необходимым аспектом и условием развития человека как разумного и гуманного существа является его свобода”. Отсутствие свободы тормозит развитие права, а как следствие из этого — возникновение правового государства.
Список использованной литературы:
1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994.
2. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., 1989.
3. Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. М.: Политиздат, 1976. -432 с.
4. Конституции буржуазных государств. — М.: Юридическая литература, 1982. — 408 с.
5. Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993. — 64 с.
6. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1955. - 799с.
7. Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1992.
8. Общая теория права и государства. / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994. — 360 с.
9. Право и власть. М., 1990.
10. Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989.
11. Теория государства и права. — Л.: ЛГУ, 1987. — 550 с.
12. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988.
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
|