В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции: - осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг); - направляют предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;
- предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг). В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг) возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.
Закон закрепляет за Правительством РФ право утверждать нормативные акты, устанавливающие правила выполнения работ и оказания услуг потребителям. На сегодняшний день в этой сфере действует довольно большое количество Постановлений Правительства РФ. В настоящее время действует значительное количество правил, утвержденных Правительством РФ. Среди них: Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утвержденытпостановлением от 15 августа 1997 года N 1025); Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживаниюти ремонту автомототранспортных средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.06.98 N 639). Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утверждены постановлением от 15 июня 1994 года N 669); Правила предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением от 26 сентября 1994 года N 1099); Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утверждены постановлением от 10 февраля 1997 года N 155); Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены постановлением от 13 января 1996 года N 27); Правила оказания услуг телефонной связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1235) Правила предоставления услуг телеграфной связи (утверждены постановлением от 28 августа 1997 года N 1108); Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикация) (утверждены постановлением от 26 сентября 1997 года N 1238); Правила оказания платных ветеринарных услуг (утверждены постановлением от 6 августа 1998 года N 898); Правила по киновидеообслуживанию населения (утверждены постановлением от 17 ноября 1994 года N 1264); Правила распространения периодических печатных изданий по подписке (утверждены постановлением от 2 августа 1997 года N 976); Правила оказания услуг общественного питания (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 N 1036); Правила оказания услуг почтовой связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 N 1239). Анализ правил выполнения работ и оказания услуг показывает, что в них решаются следующие наиболее типичные вопросы: - основания занятия исполнителя соответствующей деятельностью; - особенности предоставления потребителю информации о предприятии и о работах (услугах); - конкретные требования к качеству работ (услуг); - порядок приема и оформления заказов на работы (услуги); - права потребителя и порядок их использования; - обязанности и права исполнителя; - порядок оплаты работы (услуги) и установления цен; - санкции за нарушение условий договора. - Некоторые акты не имеют названия "правила", но выполняют аналогичную функцию. Например, "Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки" и "Контрольные сроки прохождения письменной корреспонденции" (утверждены постановлением от 15 апреля 1996 года N 472).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 410.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.
7. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 21.12.2004) // "Российская газета", N 8, 16.01.1996.
1. Аргунов В.Н., Краснов С.В. Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей // Вестник МГУ, серия "Право". 1996. N 4.
3. Богдан В.В. «Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг» // «Юрист» № 7, 2003г.
5. М.И. Брагинский, В.И. Витрянский, Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей, – М.: Фонд «Правовая культура». - 2001.
6. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001.
7. Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. N 11.
8. Лозовская С.О. Как продавать товары в 2002 году? Комментарий к изменениям и дополнениям в Правила продажи отдельных видов товаров // Главбух. Отраслевое приложение "Учет в торговле". - №3. - III квартал 2002 г.
9. Парций Я.Е. Закон РФ “О защите прав потребителей” // Постатейный комментарий. М., 1996
11. «Практическое пособие для граждан: защита прав потребителей. Теория- Советы- Судебная практика». 2005г.
14. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп.,- М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 1998.
15. Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. 1999. N 1.
16. Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Учебник по гражданскому праву. Часть 2. - М.: Проспект. - 2001.
17. Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М., 1993.
19. Эрделевский А.М Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 мая 2001 г.) (в ред. Федеральных законов от 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ, от 24 октября 1997 г. №133-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. N 213-ФЗ), – М.: «Библиотечка РГ». – 2001.
|