Авторитет и власть различаются между собой и в других, весьма важных, отношениях. С расколом общества на антагонистические классы власть господствующего класса объективно утрачивает качество авторитета, рушится основа добровольного и сознательного подчинения ей со стороны большинства членов общества, трудящихся. Создание классовой организации власти для систематического насилия в антагонистических формациях является признанием и отражением того факта, что власть утратила свое качество авторитетного выразителя общих интересов, является проводником интересов эксплуататорского меньшинства.
Альбек рассматривает власть и авторитет, как явления разного порядка, представляющие в рамках общественной структуры своего рода нижний и верхний уровни. Власть, по его мнению, является силой физической, материальной, представляя физико-биологический уровень бытия, категорию существования. В противоположность этому авторитет является аксиологическим суждением о ценности, относится к сфере сознания и исключает в принципе всякую материальную власть. - Так обстоит дело в теории,-при абстрактном подходе, но на практике М. Альбек признает возможность различного соотношения 'власти и авторитета. Авторитет предполагает власть и не 'может быть .постигнут без нее, поскольку авторитет есть субъективное отношение к власти, свидетельство того, как воспринимают ее индивиды я в конечном счете общество в целом. М. Альбек считает, что порочная власть авторитетом не обладает однако если возможна власть без авторитета, то авторитет как ему кажется, невозможен без власти. Отсутствие власти делает авторитет стерильным, бесполезным, отрицает авторитет как таковой. Без авторитета власть продолжает действовать посредством физического принуждения и даже в этом случае остается силой, реально существующей и способной определять действия людей, хотя и ретируя их как животных.
В общем, смысл рассуждений М. Альбека о власти сводится к тому, что власть без авторитета возможна, и, как бы ни была она порочна, ее исчезновение можно представить себе лишь в отдаленнейшей исторической перспективе. В то же время авторитет без власти рушится и погибает немедленно. Этот вывод довольно откровенен: сколько ни говори о значении авторитета, без физического принуждения он не просуществует, и одного дня,. К такому же выводу приходят и те французские социологи, которые строят свою концепцию авторитета, исходя из религиозных основании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авторханов А.Г. Технология власти // Вопросы истории. – 1991.-№1-12
2. Бочаров В.В. Власть традиции. Управление. – М.: Наука, 1992. – С.135-184
3. Краснов М.А. Ответственность власти (государство в открытом обществе) / Ин-т «Открытое общество». –М.: Магистр, 1997. - 55с
4. Крашининников М.А. Политическая власть рабочего класса: вопросы становления, содержания, форм, - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990, - 267с.
5. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий. – М.: Юрид. лит., 1973.
|