ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философско-антропологический подход к познанию человека, как мы отмечали, предполагает прежде всего исследование тех сторон его природы и жизнедеятельности, которые характеризуют человека как ключевое и творческое начало, созидающее объективные и культурные формы своего бытия (экономику, государство, науку, искусство, религию); он имеет своей целью показать связь этих форм бытия с субъективно-человеческим фактором, как определенных относительно самостоятельных, но доступных преобразующему воздействию человека реальностей, как конкретно-исторических продуктов человеческого творчества, которые своим возникновением обязаны конкретным потребностям и интересам человека, его творческим способностям и действиям. Вместе с тем природа человека раскрывается через изучение именно этих объективированных продуктов его творчества, конкретных форм социальных и культурных образовании. Но философско-антропологическое исследование этих объективных сфер преследует все ту же цель: выявление и характеристику тех факторов и сторон функционирования этих структур, которые вновь свидетельствуют о творческих возможностях человека, о человеческих истоках и основаниях происхождения и существования этих объективных форм.
Такой подход позволяет условно вычленить и очертить так называемую сферу собственно человеческого. Вместе с тем он показывает несостоятельность попыток идеалистической антропологии локализовать это «собственно человеческое бытие», свести его к какой-либо одной специфической особенности его природы.
Проблема собственно человеческого не может решаться так однозначно; невозможно, определив некий конкретный субстрат, носитель человеческой природы, избежать эссенциалистской трактовки человека ибо сущность его в таких случаях оказывается преднаиденного заранее данной в этом субстрате независимо от того, какого он свойства - биологического или духовного.
|