Оглавления тема: «Международные платежные системы» 1 Введение 3 Глава 1. Роль и место Международных платежных систем в мировой экономике 5 1.1. Исторические аспекты развития международных платежных систем 5 1.2. Структура, функции и основные инструменты международной платежной системы 9 1.3. Премиальные продукты международной платежной системы 15 Глава 2. особенности Международных платежных системы (на примере Visa и MasterCard) 19 2.1. Категории международной платежной системы Visa и MasterCard Worldwide 19 2.2. Показатели эффективности платежных систем 26 2.3. Преимущества и недостатки международных платежных систем (на примере Visa и MasterCard Worldwide) 34 Глава 3. Трансформация платежных систем в мировой экономике 48 3.1. Основные направления развития международной платежной системы 48 3.2. Основы управления рисками в международных платежных системах 56 Список использованной литературы 64 Приложения 67
Глава 1. Роль и место Международных платежных систем в
мировой экономике
1.1.
Исторические аспекты развития международных платежных систем
Платежной
системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов,
обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских
пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства.
Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в
выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему
эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как
чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры
авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые
стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и
сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между
банками, тарифы и т.д.
Международная платежная система - это международная ассоциация,
объединяющая кредитные организации и юридические лица, в том числе
процессинговые компании, торгово-сервисные предприятия (ТСП), работающие по
общим правилам, стандартам и базовым тарифам использования платежных средств
(банковских карт)[1].
Основу платежной системы составляет совокупность нормативных, договорных,
финансовых и информационно-технических средств, а также решений участников
платежной системы, которые регулируют свои взаимоотношения относительно порядка
использования платежных средств.
Принадлежность к той или иной платежной системе отражается на самой карте
в виде соответствующего логотипа и специальных средств защиты карты от подделки
по стандартам данной платежной системы.
Роль международных платежных систем принципиально изменилась, начиная с
1867 г., когда они фактически обрели статус важнейших первостепенных
стратегических инструментов мировой политики[2].
К международным платежным системам относятся следующие:
• Еврокард (Euro Card),
• Виза (Visa),
• Мастеркард (Master Card),
• Европей (Europay),
• Циррус/Маэстро (Cirrus/Maestro),
• Дайнерсклаб (Diners Club),
• Юнионкард (Union Card).
Наибольшеераспространениевмиреполучиликартыплатежныхсистем Visa Inс., MasterCard
Worldwide, American Express Company, Diners Club International, JCB (Japan
Credit Bureau) International и China UnionPay (CUP).
Visa Inс. - крупнейшая в мире платежная система с оборотом в $3,8
биллиона в год по состоянию на 31 декабря 2009 года. Участниками платежной
системы являются 16 600 кредитных организаций по всему миру, которые
эмитировали свыше 1,6 млрд. карт. Карты с логотипом Visa обслуживаются в 29
млн. торгово-сервисных предприятиях (далее – ТСП), а также в пунктах выдачи
наличных (далее – ПВН) и в 1,2 млн. банкоматах. Представительства компании Visa
работают в 30 странах.
История компании началась в 1958 году выпуском первой карты банком Bank
of America (США) - BankAmericard с инновацией в виде револьверного кредита, и
на сегодняшний день Visa Inc. является мировым лидером на рынке электронных
платежей.
Деятельность компании различается по территориальному признаку.
Выделяются пять географических регионов, для которых платежной системой
устанавливаются индивидуальные правила: Азиатско-Тихоокеанский, Канада,
Центральная и Восточная Европа, Средний Восток и Азия, Латинская Америка и
Карибские острова, США.
Visa в Европейском регионе - это самостоятельная организация, обладающая
эксклюзивными торговыми марками Visa Inc. и технологическими решениями[3].
В 2007 году Visa International завершила реорганизацию компании,
результатом которой стало появление новой мировой корпорации Visa Incorporated.
MasterCard Worldwide - вторая по величине международная платежная система,
обеспечивает обслуживание кредитных организаций, физических и юридических лиц,
имеет ТСП более чем в 210 странах и регионах мира и управляет программами
эмиссии семейства премиальных платежных карт, например MasterCard, Maestro и
Cirrus.
Являясь единой интегрированной международной структурой МasterСard
Worldwide разрабатывает и продвигает платежные решения, обрабатывает
транзакции, предоставляет консалтинговые услуги своим партнерам. Карты
платежной системы принимаются более чем 25 млн ТСП по всему миру[4]. С
2006 года компания МasterСard Worldwide представляется новым брендом и
логотипом. Карточные продукты и услуги компаний American Express и Diners Club
Int. необходимо выделить в отдельную категорию. Сервис, предоставляемый
держателям этих карт, ведется компаниями или их филиалами и структурами, а
также является важной и первостепенной частью деятельности карт и их имиджа.
Фирмы с момента своего создания специализируются на оказании эксклюзивного
"клубного" сервиса для VIP-клиентов, используют собственную развитую
сеть туристических агентств по всему миру и отработанные десятилетиями
отношения с другими поставщиками услуг. Каждая из компаний имеет только ей
присущие достоинства, которые бережно культивируются и позволяют уверенно
конкурировать.
American Express Company - многопрофильная
международная компания, предоставляющая весь спектр финансовых, туристических и
банковских услуг. Является одним из лидеров в области эмиссии и обслуживания
кредитных карт и дорожных чеков в сфере индивидуального и корпоративного
туризма[5].
Компания Амerican Ехpress располагает 1,7 тыс. офисов более чем в 130
[1] Авакова
Ю.М. Платежные карты. Бизнес-энциклопедия. – Москва: Центр Исследований
Платежных Систем и Расчетов, 2008 –156-159 с.
[2]
Игнатьев О. Мировые и российские платежные системы. – М.: "Перспек-тива”, 2007,
236 с.
[3] Кузнецов
В.А., Шамраев А.В., Карлик М.Е. Платежные системы и расчеты. Применение законодательства
и практика. - Москва: Центр Исследований Платежных Систем и Расчетов, 2007 -
176 с.
[4]
Игнатьев О. Мировые и российские платежные системы. – М.: "Перспек-тива”, 2007,
236с.
[5] Попов
А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 2008. – С.12.