ВВЕДЕНИЕ
Проблема сознавая — одна из самых трудных и загадочных. Познать, описать сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем, без нашего на то согласия и контроля. Оно мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом почувствовал, подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует.
В истории философии исследователи проблемы сознания шли двумя путями. Первый состоял в описании способов, какими вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке — это называется описанием феномена (греч. являющееся) сознания. Второй — объяснял, как возможно само сознание, т. е. объяснял сам феномен сознания. В философии античности и Нового времени эти способы не различались, а потому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о природе сознания исчерпан. Философия, занимаясь описанием способа существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания, путем выделения таких его «.шагов», как ощущение, восприятие, представление и т. д. В нашем столетии философы дерзнули задать вопрос, как и почему эти шаги мгновенно сворачиваются в образ, как .и -почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой? На сегодняшний день исчерпывающего ответа на этот вопрос нет.
Многие философы определяют сознание как великий благостный дар человеку, как чудо из чудес мироздания, но при этом отмечают, что сознание одновременно и крест, тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключают на время сознание (с помощью наркотиков, алкоголя и т. д.). Один из талантливейших философов советского периода Э. В. Ильенков писал, что подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что без сознания человек был бы счастливее, ибо не знал бы душевных страданий. Именно потому, что у человека есть сознание, он знает, что такое самоубийство.
|