Введение
Постоянное развитие промышленного и жилищного строительства в городах, систематическое расширение территории городов и непрерывно увеличивающаяся численность городского населения вызывают необходимость широкого развития и повседневного совершенствования всех видов городского пассажирского транспорта. Возрастающая дальность передвижения в городах и увеличивающиеся затраты времени населения на поездки требуют применения более совершенных и скоростных видов пассажирского транспорта в городах.
Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) — народно-хозяйственный комплекс, осуществляющий перевозки людей и грузов. По объекту перевозки различают транспорт пассажирский и грузовой. Пассажирский транспорт — часть единой транспортной системы. Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, их ручной клади и багажа в различных видах сообщения.
Большинство людей ежедневно затрачивает на транспортные передвижения значительное время. Прежде всего это касается жителей городов, в которых проживает около 68 % россиян, а также жителей пригородных зон. Ежедневные затраты времени на поездки увеличиваются с ростом численности населения городов, достигая в городах-гигантах (свыше 1 млн жителей) двух и более часов. Работники сельского хозяйства также тратят значительное время на поездки из дома к месту работы (на поле, ферму) и обратно. Свободное время работающего человека составляет примерно 7 ч в сутки (8 ч — работа и 9 ч — сон и личное время). Следовательно, при средних затратах времени на поездки 1 ч 30 мин в сутки, транспорт «забирает» более 1/5 свободного времени.
Транспортная деятельность в целом (перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта), рассматриваемая как сфера профессиональной деятельности, обеспечивает примерно 7 % от общего числа рабочих мест (только в самой транспортной отрасли без учета транспортного машиностроения, транспортного строительства и других сопряженных отраслей). Доля пассажирских перевозок всеми видами транспорта в объеме платных услуг населению составляет 22,2 %. В транспортном комплексе эксплуатируется около 11 % основных производственных фондов народного хозяйства. Значительная часть этих трудовых и материальных ресурсов задействована в перевозках пассажиров автомобильным транспортом. С автомобильным транспортом непосредственно связаны социально и экономически значимые обеспечивающие отрасли: автомобилестроение, дорожное строительство и содержание дорог, переработка нефти и реализация нефтепродуктов, автосервис, отраслевая подготовка кадров и др.
Автобусный транспорт, будучи наиболее массовым и маневренным, широко взаимодействует со всеми другими видами городского пассажирского транспорта и получает все более широкое развитие не только в малых и средних, но и в больших, крупных и крупнейших городах .
1Определение пассажировместимости автобусов
Рациональная расчётная вместимость автобуса определяется по формуле:
m=QmaxИηн/60 (1)
где Qmax- объём перевозок паасажиров на наиболее загруженном перегоне в прямом и обратном направлениях, пасс./ч : согласно данным задания на проектирование по табл. 1 [2, стр. 14] Qmax=(1100+1210)/2=1155 пасс/ч.;
И - интервал движения автобусов, мин: для нашего варианта И= 6 мин;
ηн-- коэффициент часовой неравномерности: согласно табл. 2 [2, с. 15] ηн=1,3.
Подставляя соответствующие числовые данные в формулу (1), получим:
m= 1155х6х1,3/60=150 пасс.
На основании расчетного значения пассажировместимости подбираем конкретную марку автобуса по табл. 4.4 [1, с. 121] – МАЗ-104 (рис. 1), предназначенный для внутригородского сообщения со следующими эксплуатационными характеристиками:
· габариты (длина х ширина х высота х база), мм: 12000х2500х3114х6000;
· пассажировместимость- 135 пасс.;
· число дверей- 3;
· масса полная- 18000 кг;
· радиус поворота- 11,6 м;
· скорость- 85 км/ч;
· используемое топливо-дизельное.
|