Введение
Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период так как в это время происходит перестройка функционирования многих систем детского организма.
Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется высокой распространенностью морфофункциональных отклонений - 69-70% [1, c. 7]. Ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления.
По данным муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская больница», за последние пять лет уровень здоровья детей дошкольного возраста ухудшился на 14,5%. Среди заболеваний в этом возрасте на первом месте стоят болезни органов дыхания (57,5%), затем заболевания костно-мышечной системы (38,8%), органов пищеварения, дефекты речи, болезни глаз, в основном, миопия. Причем за последние 5 лет отмечено резкое прогрессирование заболеваний зрения у дошкольников с 6,8% до 13,4% [1, c. 8].
Результаты профилактических осмотров детей, посещающих детские учреждения города показывают, что из года в год снижается количество детей, имеющих I и II группы здоровья, и увеличивается с III и IV группами. Количество детей дошкольного возраста с I -ой группой здоровья перед поступлением в школу составляет 6% [1, c. 8].
Наблюдения специалистов показывают, что у 12%-19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30-40% составляют группу риска по развитию психических нарушений. За последние годы увеличивается число детей с дисгармоничным физическим развитием.
В связи с этим возрастает значение организации работы оздоровительно-профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Однако, по мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной (1997), в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании оздоровительно-профилактической и коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей [6]. Несмотря на традиционное декларирование важности раннего выявления и коррекции недостатков в психическом и физическом развитии ребенка, оздоровительно-профилактическая деятельность так и не стала приоритетной в реальной практике системы образования, хотя она должна рассматриваться как обязательная составная часть государственного стандарта образования [3].
Таким образом, целью нашего исследования выступает изучение особенностей организации оздоровительно-профилактической работы в ДОУ со старшими дошкольниками.
Объектом изучения является – оздоровительно-профилактическая работа
Предметом – организация оздоровительно-профилактической работы в ДОУ со старшими дошкольниками
Гипотеза – мы предполагаем, что организация оздоровительно-профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении способствует оздоровлению и существенным образом влияет на состояние здоровья детей.
Задачи курсовой работы:
1. Определить значение оздоровительно-профилактической работы в ДОУ для дошкольников
2. Выделить содержание оздоровительно-профилактической работы в ДОУ
3. Проанализировать опыт организации оздоровительно-профилактической работы в ДОУ №122
4. Дать общую характеристику содержания оздоровительно-профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста
Методы исследования: методы теоретического анализа, методы количественной и качественной обработки данных, изучение и обобщение педагогического опыта.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
База исследования: исследование проводилось на базе детского дошкольного учреждения №15 «Малыш» г. Алатыря ЧР. В экспериментальном исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Глава 1. Теоретический аспект оздоровительно-профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Значение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении для дошкольников
Значение оздоровительно-профилактической работы в ДОУ велико. На занятиях осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи воспитания.
Главной задачей оздоровительно-профилактической работы в ДОУ дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование функции организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям, сопротивляемости к неблагоприятным условиям внешней среды (пониженной и повышенной температуре воды, воздуха, воздействию солнечного излучения) путем закаливания. Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей [1,3,4] .
Основные задачи оздоровительно-профилактической работы в ДОУ:
- охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;
- достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;
- воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
- создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;
- формирование широкого круга игровых действий;
- развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;
- содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;
- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;
воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
Учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию правильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и массы костей; развивать все группы мышц (туловища, ног, рук и плечевого пояса, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.); особое внимание следует уделять слабо развитым группам мышц-разгибателей [4]. Способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем: усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и развитию способности приспосабливаться к внезапно изменившейся нагрузке; развивать
|