В сознании первобытных людей на протяжении десятков тысячелетий знания о реальных свойствах вещей и процессов, получаемые практически, переплетались с фантастическими представлениями, составлявшими содержание мифологии. Кровнородственные связи со своими сородичами и единоплеменниками дикарь переносил в обобщенном виде на весь окружающий мир, одушевляя и очеловечивая все явления природы и общества. В мифе абстрактно-логическое мышление слито с чувственно-образным восприятием явлений, знание — с переживанием. В мифе нет различения материи и сознания, мышления и чувств. Особенно характерно, что в мифе нет различения естественного и сверхъестественного, в мифологическом мышлении этих понятий просто нет. Люди стали различать естественное и сверхъестественное лишь с возникновением теоретического мышления в форме первых натурфилософских учений. Это породило и религиозные различия. Но качественно религия остается на уровне мифологического восприятия мира, сохраняя и продолжая его, так как она утверждает реальное существование сверхъестественного, наделяя именно его подлинным, бесконечным и всемогущим бытием. Наука же в самой своей основе, в исходном принципе преодолевает мифологию (значит, и религию), признавая существование только естественного и отрицая сверхъестественное.
В принципе, в глубинной сущности, взятой в абстрактно чистом виде, дело может обстоять именно так и только так, но в конкретной человеческой истории все оказывается гораздо сложнее и запутаннее. Это объясняется тем, что сознание человека не может полностью вырваться из рамок зависимости от материи, от практически-материальной жизни людей. Именно эта зависимость не позволяет нигде и никогда реализовать ни одного варианта чистой идеи, чистой науки и т.п. Как никогда раньше люди не обходились одной только мифологией или религией (ведь всегда были определенные элементы практически достоверного знания, сначала донаучного, а потом и научного), так и в конце XX в. даже мощно развитая наука продолжает сосуществовать с религией. Более того, внутри самой науки замечается заметное оживление мифотворчества. В этом находят косвенное, опосредованное отражение многочисленные и серьезные проявления глубокого материального и духовного кризиса, переживаемого человечеством (даже в самых развитых странах мира).
|