Условие договоров на транспортные услуги, в отличие от условий договоров купли-продажи товаров, весьма регламентированы и не только нормами национального гражданского законодательства, но и нормами отраслевых Уставов и Кодексов, требованиями международных транспортных конвенций, в которых участвует государство, а также правилами перевозок и хранения грузов, утверждаемых транспортными ведомствами.
Для правильного и полного объема информации, необходимой для выполнения экспедиторского поручения, в т.ч. информации об юридических сторонах, участвующих в операции; о грузе; его страховании; условиях продажи и платежа за товар и др., ФИАТА в 1984 г создала проформу - "Поручение экспедитору - FIATA Forwarding Instructions FFI".
Поручение экспедитору (заявка клиента) является документом, выдаваемым клиентом экспедитору на организацию доставки груза. Поручение экспедитору выдается как в рамках заключенного договора транспортной экспедиции, так и может быть разовым.
Бланк поручения экспедитору предоставляется экспедитором клиенту, который заполняет его и выдает экспедитору. Поручение экспедитору должно содержать следующие основные параметры и условия перевозки груза:
- наименование клиента, его юридический адрес, банковские реквизиты;
- наименование грузоотправителя, его адрес, адрес погрузки груза, контактные телефоны;
- наименование грузополучателя, его адрес, адрес выгрузки груза, контактные телефоны грузополучателя;
- наименование груза, количество мест, вес груза, объем груза, особые свойства груза (для опасных, скоропортящихся и других грузов, требующих особых условий перевозок);
- вид транспорта для перевозки груза;
- перечень прилагаемых к поручению документов.
К Поручению экспедитора может прилагаться Весовое свидетельство отправителя для подтверждения веса, предъявляемого к экспедированию груза с тем, чтобы экспедитор при организации доставки груза любым видом транспорта мог точно указать перевозчику вес груза, не допуская перегруза транспортного средства. В 1998 г. ФИАТА разработала бланк Интермодального весового свидетельства отправителя о весе груза, перевозимого в контейнере в смешанном сообщении - Shippers Intermodal Weight Certification - FIATA SIC. Введение такого сертификата, прилагаемого к поручению, вызвано принятием в США в 1997 г. закона, по которому все контейнеры, прибывающие или отгружаемые из портов США, должны иметь весовой сертификат отправителя, если вес контейнера брутто превышает 29000 фунтов (13,154 кг).
Документы обеспечивают защиту экспедитора перед налоговыми и таможенными органами, поскольку оформленный документ выражает собой не только заключение договора транспортной экспедиции, но и его выполнение.
При организации доставки грузов в международном сообщении сторонами договора транспортной экспедиции могут использоваться экспедиторские документы и правила их применения, разработанные ФИАТА.
Таможенные органы могут проставлять свои отметки о прохождении товаром таможенной границы на экспедиторском документе. У грузовладельца или перевозчика отпадет необходимость получения других документов при оформлении освобождения экспортного товара от налога на добавленную стоимость.
Слово «поручение» означает просьбу клиента выполнить определенное юридическое действие. Акцепт поручения отражает момент начала деятельности экспедитора за счет и в интересе другой стороны — клиента. И клиент, и экспедитор вступают после заключения договора транспортной экспедиции с третьими лицами в юридические отношения, влекущие возможные имущественные последствия для клиента, давшего экспедиторское поручение. Если оно выполняется экспедитором от имени клиента, то отношения сторон с третьим лицом определяются нормами гражданского права, содержащимися в главе 49 ГК РФ «Поручение». Если экспедитор выполняет поручение клиента от своего экспедитора имени, то применяются гражданские нормы гл. 51 ГК РФ — «договор комиссии». Если же выполнение экспедиторского поручения требует, чтобы деятельность экспедитора, осуществляемая по поручению и в интересах клиента, порождала лишь для клиента имущественные последствия, или, наоборот, порождала такие последствия только для агента, то такие отношения с третьими лицами — клиент и экспедитор строят - на основе агентского договора.
ФИАТА стандартизировала не только бланк «поручения на экспедирование» — FIATA Forwarding Instruction FFI, но и закодировала для удобства и сокращения информации каждый бокс «поручения», предусмотрела на его бланке размещение «лого» (эмблемы) национальной ассоциации экспедиторов (в России в настоящее время «РАМЭ»), а также присвоенного грузоотправителю «справочного номера» — кода. Рекомендуется в блок 4 впечатать типографским способом наименование и адрес экспедитора.
|