1624. Оценка кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса
Диплом |
01.07.2010, 15:03
Стоимость 3500. Год 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1 Теоретические и методические подходы к оценке кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса 5 1.1 Особенности деятельности и роль предприятий малого и среднего бизнеса в современной экономике 5 1.2 Сущность понятия «кредитоспособность» 11 1.3 Современные методики оценки кредитоспособности 13 2 Анализ подходов к оценке кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса в банке АКБ «Сбербанк» 21 2.1 Краткая характеристика банка 21 2.2 Кредитная политика банка 23 2.3 Организация и методика оценки кредитоспособности заемщиков 39 3 Разработка мероприятий по повышению эффективности оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса в банке АКБ 44 3.1 Основные направления совершенствования 44 3.2 Эффективность внесенных предложений 55 Заключение 58 Список использованной литературы 62 Приложения 68
Критерии, позволяющие отнести хозяйствующие субъекты к субъектам
малого предпринимательства, имеют большое значение, потому что малые
предприятия могут осуществлять различные виды деятельности – от розничной
торговли до научных разработок в сфере высоких технологий. В мировой практике
на субъекты малого предпринимательства после присвоения им соответствующего
статуса распространяются меры государственной поддержки в виде создания для них
более выгодных по сравнению с другими организациями условий налогообложения.
Аналогичные критерии используются для осуществления различных стимулирующих
мероприятий: принятия на государственном уровне льготных программ кредитования,
формирования специальных фондов поддержки и т.д.
Однако для российской правовой системы критерии, определяющие
предприятие как малое, меняются в зависимости от того, в каком качестве
выступает организация (индивидуальный предприниматель): как объект, на который
распространяются меры государственной поддержки, или как субъект налоговых
правоотношений. Выделяя лишь два правовых аспекта, касающихся деятельности
малых предприятий, подчеркнем, что только налоговая сфера и осуществляемые
государством меры по поддержке малых предприятий имеют особое значение для
определения критериев, позволяющих предприятию считаться малым и
воспользоваться предусмотренными российским законодательством преимуществами,
присущими соответствующим отраслям законодательства.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации[1]» от
14.06.1995 №88-ФЗ (далее – Закон №88-ФЗ) определяющим критерием для целей
государственного регулирования деятельности субъектов малого
предпринимательства признается прежде всего численность занятых на предприятии
работников. Что же касается налогообложения, то к малым предприятиям
применяется комплексный подход, и используется сочетание нескольких
количественных показателей (объем дохода, размер основных средств, определенная
организационно-правовая форма и т.д.).
Определение «субъект малого предпринимательства» применяется и в
иных отраслях законодательства. Этот термин закрепился в научной, юридической,
экономической литературе, хотя он не имеет в настоящее время четких правовых
границ, что становится причиной возникновения серьезных юридических коллизий.
Совокупность источников права, регулирующих деятельность малых
предприятий в Российской Федерации, весьма несовершенна. Нормативные правовые
акты различных уровней (горизонтальной или вертикальной иерархии) оперируют
понятием «субъект малого предпринимательства[2]», хотя
единственным легитимным источником этого определения должен признаваться только
Закон №88-ФЗ, сущность которого заключается в следующем.
В соответствии со ст. 3 Закона №88-ФЗ под субъектами малого
предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале
которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов
не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам,
не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в
которых средняя численность работников за отчетный период не превышает
следующих предельных уровней:
- в промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30
человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности
– 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также
физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона №88-ФЗ средняя за отчетный период
численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его
работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера
и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников
представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного
юридического лица.
При этом в ч. 6 ст. 59
Трудового кодекса Российской Федерации[3] (далее –
ТК РФ) установлено, что срочный трудовой договор может быть заключен с лицами,
поступающими на работу в организации – субъекты малого предпринимательства с
численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового
обслуживания – до 25 работников), а также к
[1]
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 №88-ФЗ (в ред.
Федерального закона от 02.02.2006 №19-ФЗ) // Собрание законодательства РФ,
19.06.1995, №25, ст. 2343.
[2]Федеральный
закон Российской Федерации от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации
Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.12.2005 №176-ФЗ) //
Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3338, Федеральный закон
Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред.
Федерального закона от 30.06.2003 №86-ФЗ) // Собрание законодательства РФ,
25.11.1996, №48, ст. 5369, Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696 «Об
утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред.
Постановления Правительства РФ от 16.04.2005 №228) // Собрание законодательства
РФ, 30.09.2002, №39, ст. 3797 и т.д.
[3] Трудовой
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона
от 09.05.2005 №45-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001.