Введение Договор возмездного оказания услуг занимает в ГК РФ своеобразное место среди наиболее значимых нововведений раздела IV "Отдельные виды обязательств". По этому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется их оплатить. Выделение в системе гражданско-правовых соглашений названного типа договора осуществлено у нас впервые. В ГК РСФСР 1922 года и 1964 года, как и в союзных Основах гражданского законодательства 1961 года и 1991 года, подобный договор отсутствовал. Вместе с тем следует иметь в виду, что категория услуг получила достаточно широкое закрепление в части первой действующего Гражданского кодекса, что не могло не отразиться на содержании части второй. В настоящее время правовые нормы по данному вид услуг закреплено в отдельной главе 39, ранее неизвестные отечественной правовой системе. Аналогичная тенденция прослеживается и в зарубежных государствах, где стремительно растет доля услуг в имущественном обороте, вытесняя торговлю материальными вещами и технологией. Вместе с тем понятие "услуга" в российском праве имеет довольно размытые границы, толкуется учеными и практиками по-разному и обладает множеством смысловых оттенков. Любая услуга оказывается человеком. Когда определенная часть деятельности выполняется машиной, можно, казалось бы, говорить, что эффект услуги исходит от машины. Однако и в этом случае услуга неотделима от источника, она - определенный этап функционирования механизма. Раз услуга всегда выступает в "привязке" к конкретному человеку, а совершенно похожих людей не бывает, то свойство неотделимости порождает специфическую черту услуг - их эксклюзивность. Нормы права, регулирующие договоры на оказание тех или иных услуг, содержат обобщенные модели отдельных типов (видов) договоров. Услуга, оказываемая конкретным человеком или сообществом, индивидуализируется, становится в известной мере уникальной, эксклюзивной, хотя и продолжает относиться к конкретному виду деятельности. Договоры по оказанию "так называемых услуг" опосредуют поддержание известного качественного состояния вещей, а также внешнего вида людей или животных. Качественный уровень может изменяться, но данные услуги способствуют сохранению или восстановлению некоего усредненного качества. Оценка его в большинстве случаев субъективна, поэтому о сдаче законченного вещественного результата в соответствии с четкими требованиями нормативных актов говорить не приходится. Договоры на оказание таких услуг распространены в потребительской сфере. Все они возмездные, отличаются указанной выше спецификой, не позволяющей отнести их исключительно к работам, и характеризуются повышенной ответственностью исполнителя. Актуальность темы исследования объясняется тем, что сейчас данный договор, которому посвящена гл. 39 ГК, занимает все более заметное место в системе обязательственных отношений. Объясняется это несколькими причинами. Первая из них состоит в неразрывной связи с достаточно широким закреплением категории услуг в части первой ГК. Вторая — вслед за регламентацией соответствующих договорных отношений, в упомянутой главе в части второй ГК содержится ряд других глав, в которых также сосредоточено регулирование возмездных услуг. И, наконец, третья — правила главы следуют за обширным нормативным материалом об отношениях подрядного типа, причем в ней[1] предусматривается возможность применения к договорам возмездного оказания услуг не только общих положений о подряде, но и ряда установлений о бытовом подряде. Целью настоящей курсовой работы является исследование обязательства по оказанию услуг, договора возмездного оказания услуг и его видов. Задачей данной работы является изучение имеющейся юридической и научной литературы, а также правоприменительной практики. Глава 1. Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг 1.1. Понятие договора возмездного оказания услуг «Услуги» как возможный объект правового регулирования упоминаются в обеих принятых частях ГК в нескольких десятках статей. При этом в «начальных» и вместе с тем «командных» статьях ГК (имеются в виду ст. 1 и 2) «услуги» противопоставляются «товарам и финансовым средствам» (п. 3 ст. 1 ГК), а также «имуществу», «товарам» и «работам» (п. 1 ст. 2 ГК). В ст. 128 ГК коррелятами «услуг» служат «вещи», «работы», «информация», «результаты интеллектуальной деятельности» и «нематериальные блага»; в ст. 132, п. 1, ст. 731, п. 3, ст. 790, п. 1, ст. 824 ГК - «работы», а в п. 3 ст. 424 ГК, п. 2 ст. 426, п. 1 ст. 429, п. 1 ст. 590, ст. 1095-1098 - «товары (вещи), работы и услуги»[2]. В ряде других статей ГК использованы и иные варианты соотношения «услуг» с отдельными правовыми категориями. Это стало возможным в значительной мере потому, что в самом ГК определение «услуги» как таковой отсутствует. К этому следует добавить, что содержавшиеся в ряде законодательных актах, принятых до и после вступления в действие ГК, легальные определения соответствующей правовой категории значительно различаются между собой. [1] См.: статью 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.(с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.03.2003 г.) [2] Разграничение «работ» и «услуг» проводится и специальными актами. Так, например, ФЗ РФ от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4136), раскрывая содержание того, что именуется «организацией кинематографии», разграничивает «выполнение работ и оказание услуг по производству фильма».
|