Доклад Уважаемые председатель, члены государственной аттестационной комис-сии и присутствующие Вашему вниманию предлагается доклад на тему
Определение места и роли потребительского кредита в процессе обеспе-чения экономической и политической стабилизации, а так же поиск основных направлений повышения эффективности потребительского кредитования обу-словливают актуальность темы дипломной работы. Потребительский кредит повышает уровень жизни населения, позволяет достаточно быстро обновлять предметы потребления. Это очень важно, по-скольку в современном мире кроме старения физического все большее значе-ние приобретает моральное старение. Заменяя необходимость длительного на-копления средств немедленным приобретением товара, потребительский кре-дит расширяет объем продаж и одновременно стимулирует увеличение доли за-трат на дорогостоящие товары длительного пользования в семейных бюджетах. Предмет исследования - совокупность социально-экономических отно-шений, возникающих в процессе предоставления потребительского кредита как фактора повышение уровня жизни населения Объектом исследования является Подольское отделение Сберегательного банка России. Цель исследования на основе анализа условий и состояния предложения потребительских кредитов определить и обосновать основные направления со-вершенствования потребительского кредитования в РФ. Достижение поставленной цели определило последовательное решение следующих основных задач: 1) уточнить основные теоретические подходы к сущности потребитель-ского кредитования; 2) определить состояние и тенденции развития потребительского креди-тования в России; 3) проанализировать особенности различных видов потребительского кредита; 4) выявить риски рынка розничного кредитования; 5) проанализировать портфель потребительского кредитования банка По-дольского отделения Сберегательного банка РФ; 6) обосновать практические предложения и рекомендации в целях повышения эффективности потребительского кредитования в РФ. Научной гипотезой работы является предположение о том, что реализа-ция комплекса мероприятий социально-экономического характера, направлен-ных на оптимизацию процесса формирования и предложения потребительских кредитов будет способствовать повышению эффективности обеспечения эко-номической и политической стабильности в стране. Потребительское кредитование представляет это предоставление банком денежных средств гражданину в целях удовлетворения личных, семейных, бы-товых, повседневных нужд людей, их потребностей, не связанных с экономиче-ской деятельностью или иными формами предпринимательства, на условиях, установленных договором, где размер, время пользования, степень обеспечен-ности и иные условия договора устанавливаются в зависимости от разработан-ного банком положения о соответствующем кредите, например кредит на неот-ложные нужды, экспресс-кредит и др. У истоков кредитования в России стоит банк «Русский стандарт», пред-ложивший в 2001 г. свою программу кредитования частных лиц. В ходе реали-зации данной программы клиентами банка стали более 800 тыс. чел., а объем выданных кредитов превысил 10 млрд руб. Более наглядно информация по условиям предоставления потребитель-ских кредитов дана в таблице 1. Условно потребительские кредиты можно разделить на два вида: на те-кущие цели, на затраты капитального характера. Основными формами потребительского кредита являются: 1. Покупка в рассрочку, 2. Кредитные и расходные карточки, 3. Автоматически возобнов-ляемые ссуды, 4. Персональные ссуды. По итогам работы в 2007 году Подольское отделение подтвердило высо-кий уровень надежности и конкурентоспособности предоставляемых услуг на финансовом рынке, создав прочную основу для дальнейшего развития. В течение анализируемого периода динамично росла валюта баланса от-деления, составив на конец года 135,78% к уровню 2007г. и превысив 12 млрд. рублей (рис. 3). Чистая прибыль достигла абсолютного максимума за весь период дея-тельности Подольского отделения Сбербанка России и составила 542 490 тыс. руб. Главным фактором, формирующим балансовую, а следовательно, и чистую прибыль банка, является процентная маржа (ПМ). Ее величина определяется как превышение процентного дохода над процентным расходом. Коэффициент общей рентабельности показывает, что на каждый рубль совокупного дохода в 2007г. приходится 0,21 руб. прибыли, причем этот пока-затель снизился по сравнению с уровнем предыдущего периода на 0,04 руб., что было связано с опережающими темпами роста совокупных доходов над темпами роста балансовой прибыли. Коэффициент общей рентабельности по своим значениям был ниже коэффициента частной рентабельности, это объяс-няется главным образом наличием отрицательной непроцентной маржи, кото-рая имела более высокие темпы прироста (74,87% в 2007г.), чем процентная маржа (25,74%) (таблица 2). Данные табл. 3 показывают, что наиболее динамичными спросом поль-зуются у населения кредиты на недвижимость – их объемы увеличились более, чем в 2 раза за каждый год. Также наблюдается рост кредитов, выданных по программе «Молодая семья» (с ноября 2007г. заменена на федеральную про-грамму «Жилище»): за 2006г. объем выданных кредитов увеличился на 181,1 млн.руб., за 2007г. – на 241,5 млн. руб. темп прироста соответственно составил 39,53% и 37,78%. По кредитам на неотложные нужды также наблюдается рост темпов кре-дитования – на 70,31% в 2006г. и на 48,16% в 2007г. по сравнению с предыду-щими периодами. Неоднозначную динамику имеют пенсионный кредит и автокредит. Пер-вый имел в 2006г. рост до 126,35% от уровня 2005г., а в 2007 г. снизился до 73,89% от уровня 2006г. Второй, напротив имел снижение на 23,40 процентных пункта в 2006г. и значительно вырос в 2007г. – более, чем в 2 раза. В 2007г. банком продолжено развитие ставшего популярным среди насе-ления «Доверительного кредита» (объемы кредитования в 2006г. превысили значение 2005г. более, чем в 3 раза). За отчетный год было выдано более 4000 доверительных кредитов на суму 126,8 млн. руб., что на 41,1 млн. руб. или 47,96% превышает аналогичный показатель предыдущего периода (таблица 3). Проводя анализ развития потребительского кредитования в России можно выделить положительные и отрицательные черты. К положительным можно отнести: получение банками стабильно высокой прибыли; увеличение объема продаж торговыми организациями и автосалона-ми; увеличение покупательской платежеспособности; увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговых организаций. К отрицательным: повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков; значительные переплаты за товар, который покупает клиент. Для развития потребительского кредитования необходимо финансирова-ние, причем по возможности дешевое и бесперебойное. Последние десятилетия на развитых финансовых рынках такое качество финансирования можно было достичь путем использования секьюритизации кредитов, когда обособляется портфель кредитов и под обеспечение денежного потока по нему привлекаются средства с фондового рынка. Многие банки строили свою стратегию развития потребительского кре-дитования, полагаясь исключительно на секьюритизацию. Между тем, кризис на финансовых рынка показал, что лучше дифференцирвать источники финан-сирования (на это указывает опыт компании Nothen Rock). Сейчас стало понят-но, что секьюритизация все-таки останется в качестве основного способа фи-нансирования потребительского кредитования, однако должно быть повышено качество такого кредитования. На этом мой доклад окончен. Спасибо за внимание.
|