Доклад
Уважаемые Председатель, члены Государственной аттестационной комиссии и присутствующие! Вашему вниманию предлагается доклад на защиту дипломной работы на тему: Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
Актуальность исследования состоит в том, что посредством денежно-кредитной политики осуществляется помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Целью исследования является комплексный анализ денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи исследования: 1.выявить организационно-правовой механизм реализации единой государственной денежно-кредитной политики. 2.установить правовое регулирование деятельности Центрального Банка Российской Федерации. 3.проанализировать разработку и реализацию единой государственной денежно-кредитной политики ЦБ РФ за 2007 – 1 кв. 2008 г.г. 4.разработать предложения по совершенствованию основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Новизна исследования заключается в обосновании путей по совершенствованию основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на современном этапе социального экономического развития.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию основных направлений денежно-кредитной политике по выдвижению на первый план общеэкономических показателей, что позволяет более эффективно решать задачу минимизации инфляции и стабилизации цен.
Основным проводником денежно-кредитного регулирования российской экономики, являющейся составной частью экономической политики правительства является Банк России. Главными целями этой политики служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы.
Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий денежной политики, определяющей изменения денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики путем влияния на состояние денежного обращения и кредита.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
В целях разработки рекомендаций по совершенствованию денежно-кредитной политики была проанализирована денежно-кредитная политика.
За январь—июнь 2007 г. рублевая денежная масса возросла на 20,7%, в том числе во II квартале — на 15,4% (в 2006 г. аналогичные показатели составили 17,3 и 14,9% соответственно). Сложившееся соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило увеличение рублевой денежной массы в реальном выражении за рассматриваемый период на 14,2% (за январь—июнь 2006 г. — на 10,5%). В первом полугодии 2007 г. рост денежного агрегата М0 составил 8,7%, в том числе во II квартале — 10,4% (в аналогичные периоды 2006 г. — 11,2 и 15,8% соответственно).
Динамика наличных денег в обращении в январе—июне 2007 г. отражала главным образом изменение размеров номинальной заработной платы и пенсий. В условиях укрепления российского рубля важным фактором, повлиявшим на динамику денежного агрегата М0, было заметное снижение спроса населения на наличные доллары США. В результате нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам через обменные пункты сократились за первое полугодие 2007 г. примерно до 0,23 млрд. долл. США (за первые шесть месяцев 2006 г. нетто-продажи наличной иностранной валюты были равны 3,24 млрд. долл. США).
Безналичная составляющая денежного агрегата М2 увеличилась за первое полугодие 2007 г. на 26,1%, в том числе за II квартал — на 17,4% (за аналогичные периоды 2006 г. — на 20,4 и 14,5% соответственно). Темпы прироста депозитов населения в январе—июне 2007 г. составили 17,6% (в первом полугодии 2006 г. — 20,0%).
В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.07.2007 сократилась относительно 1.01.2007 на 3,1 процентного пункта (до 27,9%), удельный вес депозитов “до востребования” повысился на 2,4 процентного пункта (до 33,7%), а срочных депозитов — на 0,7 процентного пункта (до 38,5%).
Темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) составили за первое полугодие 2007 г. 4,5% (за аналогичный период 2006 г. — 10,7%) и были существенно ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте (26,1%). Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы по методологии денежного обзора снизился с 11,4% на 1.01.2007 до 9,8% на 1.07.2007 (на 1.07.2006 он составлял 14,7%).
При управлении ликвидностью кредитные организации использовали механизм внутридневного кредитования. В апреле—июне 2007 г., как и в I квартале 2007 г., объем внутридневных кредитов составил 2,7 трлн. руб. (во II квартале 2006 г. — 2,6 трлн. руб.).
В 2008 г. Банк России продолжит проводить денежно-кредитную политику в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса и будет проводиться с учетом сдерживания инфляции и поддержки ценовой конкурентоспособности отечественных производителей. Согласно документу, инфляция в 2008г. составит 6-7%, в 2009г. - 5,5-6%, а в 2010г. останется на уровне 5-6%.
В нашей стране пока нет единой государственной денежно-кредитной политики. Есть политика Центрального Банка, которую он проводит во взаимодействии с правительством – и не более того. Однако ЦБ в праве не принимать поправки, которые вносит правительство. В законе о банке России прописано, что банк действует независимо от других органов власти. "Это не противоречит конституции, – подчеркивает Захаров. – Но закон о Банке нужно привести в соответствие с конституцией. Основные направления экономического развития должны выбираться правительством и центральным банком". Сейчас ЦБ больше всего беспокоит инфляция. Это, конечно, важная проблема, но главной задачей все-таки должен быть экономический рост страны. Чтобы снизить инфляцию, нужна полная согласованность всех ветвей денежной системы – и банковская система должна быть включена в этот процесс полной мере и в первую очередь.
Одним из недостатков современной денежно-кредитной является пассивный характер этой политики: "Деньги имитируются как средство платежа, а они должны работать в полной мере, создавать дополнительный продукт". Необходим баланс между подавлением инфляции и необходимостью экономического роста – с применением инструментов денежно-кредитной политики. Таких инструментов много, и нужно их комплексное применение.
Денежно-кредитная политика страны должна быть активно скоординирована с развитием банковской системы. В этой связи нами предлагаются следующие основные меры совершенствования денежно-кредитной политики Банка России: Необходимо существенно снизить ставку рефинансирования, а также ставки по предоставляемым Банком России ломбардным кредитам и операциям прямого РЕПО. В целях повышения доступности рефинансирования также целесообразно сократить объем требуемой от банков информации и время принятия решения при предоставлении рефинансирования под залог прав требований по кредитным договорам и поручительство; ввести в практику предоставления банкам кредитов Банка России в форме сделки под условием. В целях развитие рынка межбанковского кредитования необходимо организовать кредитование Банком России по упрощенной процедуре высоконадежных банков-межбанковских дилеров, размещающих полученные средства на открытом рынке межбанковских кредитов. В целях расширения базы долгосрочных ресурсов банковской системы необходимо через государственную корпорацию «Банк Развития» осуществлять трансферты в банковскую систему ресурсов бюджетных инвестиционных фондов. Необходимо осуществить поддержку капитализации российских банков за счет инвестирования части средств Инвестиционного фонда или Фонда будущих поколений. Основой для формирования современных механизмов управления рисками должно стать создание развитой системы национальных рейтингов, увязанное с внедрением элементов стандартизированного подхода к оценке рисков Базель-II. Необходимо расширение доступа российских банков к долгосрочным внутренним ресурсам, в том числе за счет более активного вовлечения в банковский оборот пенсионных накоплений; стимулирование снижения ставок внутреннего кредитного рынка мерами денежно-кредитной политики.
На этом мой доклад окончен. Спасибо за внимание.
|