ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В переводе с латинского "облигация" буквально означает "обязательство". Имеется в виду обязательство возмещения взятой в долг суммы, то есть долговое обязательство. Организация, выпустившая облигации (эмитент) выступает в роли заемщика денег, а покупатель облигации (инвестор) выстилает в роли кредитора. Строго говоря: облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено правилами выписка). Основные отличия облигации от акции: - облигация приносит доход только в течение строго определенного, указанного на ней срока; - в отличие от ничем не гарантированного дивиденда по простой акции облигация обычно приносит ее владельцу доход в виде заранее установленного процента от нарицательной стоимости (номинала облигации, указанного на ней самой); - облигация акционерного общества не дает права выступать ее владельцу в качестве акционера данного общества, то есть не дает права голоса на собрании акционеров. Доход по облигациям обычно ниже дохода по акциям, но он более надежен, так как в меньшей степени зависит от ситуации на рынке и циклических колебаний в экономике. Поэтому облигации являются более привлекательными ценными бумагами для многих категорий людей, заботящихся не только о доходности, но и о надежности своих вкладов. Сегодня в России можно встретить несколько типов этих ценных бумаг: облигации внутренних (государственных) и местных (муниципальных) займов, а также облигации предприятий и акционерных обществ. Облигации бывают следующих типов: • именные - владельцы таких облигаций регистрируются в особой книге, поэтому такие облигации обычно бескупонные; • "на предъявителя" - имеет специальный купон, являющийся свидетельством права держателя облигации на получение процентов по наступлении соответствующих сроков; • кроме этого облигации могут быть свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения. Облигации государственных и муниципальных займов выпускаются на предъявителя. Облигации акционерных обществ и предприятий выпускаются как именными, так и на предъявителя. Нарицательная или номинальная цена облигации служит базой при дальнейших перерасчетах и при начислении процентов. Кроме нее облигации имеют выкупную цену, которая может совпадать, а может и отличаться от номинальной в зависимости от условий займа. По ней облигация выкупается (погашается) эмитентом после истечения срока займа. Кроме этого облигация имеет рыночную цену, определяемую условиями займа и ситуацией, сложившейся в текущий момент на рынке облигаций. Курс облигации -это значение рыночной цены, выраженное в процентах к номиналу. Если облигации продаются ниже номинала, а погашаются по номиналу, говорят что продажа производится "с дисконтом". Если облигации продаются по номиналу, а погашаются с начислением дополнительных процентов, говорят, что облигации погашаются "с премией". Иногда ежегодные начисления процентов комбинируются с дисконтом или премией. Если по облигации предполагается периодическая выплата доходов, то он обычно производится по купонам. В зависимости от условий выпуска облигации- купонный доход может выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или ежегодно. Чем чаще производится выплата купонного дохода, тем большую выгоду получает инвестор. Поэтому облигации с поквартальной выплатой при равном годовом дивиденде всегда котируются выше, чем облигации, выплаты по которым проводятся только раз в год. На многих рынках риск инвестирования в облигации можно представить в виде зависимости портфеля от сравнительно небольшого числа факторов. Управляющие портфелями должны определить степень зависимости от каждого фактора и выбрать облигации или другие финансовые инструменты, которые обеспечат им требуемый уровень риска при минимальных затратах. В семи крупнейших промышленно развитых демократиях институциональные инвесторы управляют активами примерно в 27 трлн долл., из которых более половины — облигации и займы. Разнообразие облигаций поражает (во всем мире существует более 1800 их видов), но в самом общем плане они подразделяются на государственные и негосударственные. Негосударственные облигации, в свою очередь, делятся на несколько групп, самую важную из которых образуют облигации, выпускаемые корпорациями, но есть и другие группы. Например, в США почти 20% рынка приходится на ипотечные облигации, в то время как доля корпоративных облигаций составляет 25%. О проблемах управления этими огромными активами пишут сравнительно меньше, чем об управлении портфелями акций. Хотя эти проблемы во многом аналогичны, между ними имеются и существенные различия, не принципиальные, а касающиеся, главным образом, характеристик доходности облигаций и акций. Производные финансовые инструменты служат и для других целей. Из всей совокупности активов, которые можно включить в состав портфеля облигаций (например, государственные облигации, корпоративные облигации, ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, и т. д.), тот или иной управляющий может иметь опыт операций с каким-то одним видом этих активов, но не со всеми. В таких случаях инвестору, например пенсионному фонду, возможно, стоит попросить управляющего держать только такие активы, на которых он специализируется. Тогда инвестор сможет скомбинировать эти портфели и использовать дериваты, чтобы получить приемлемую общую модель подверженности риску, никак не связанную с рисками по каждому портфелю. Иногда это может делать сам управляющий, чтобы получить портфель, зависящий от событий на одном рынке, например на рынке акций, хотя сам он специализируется на операциях с другими активами, скажем, с корпоративными облигациями или закладными. В прошлом конкуренция между портфельными менеджерами в значительной мере ограничивалась рамками специализации по категориям активов: специалист по акциям обеспечивал доходность акций, специалист по облигациям — доходность облигаций. Но мы считаем портфелем акций тот, который зависит от факторов риска по акциям, и благодаря использованию производных финансовых инструментов к таким можно отнести и портфели, на самом деле составленные из облигаций. В то же время, используя другие дериваты, можно устранить зависимость портфеля от факторов риска, связанных с облигациями. Такие стратегии, уже применяемые некоторыми компаниями, создают механизм, позволяющий сломать барьеры, когда-то ограничивавшие конкуренцию между управляющими рамками категорий аналогичных активов.
|