Доклад Уважаемые Председатель, члены государственной аттестационной комиссии и присутствующие! Вашему вниманию предлагается доклад на тему: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Проблемы совершенствования финансовых отношений банковской системы РФ и предприятий в современных условиях очень актуальны и имеют важное значение. Се-годня необходимо добиться главной стратегической цели – обеспечение роста эконо-мической конкурентоспособности нашей страны. Геополитические условия России особенно требуют скорейшим образом приблизиться к социально-экономическому уровню жизни развитых стран не только в целом по стране, но и в разрезе территорий и отраслей экономики. Актуальность темы состоит в том, что внедрение международных стандартов в банковскую деятельность требует оптимизации технологий проведения банковских операций и соответствующей информационной инфраструктуры. Во всех сферах банк выполняет операции и услуги, направленные на увеличение банковской продукции, реализация, сбыт которой требует изучения различных сегментов рынка, где могут быть реализованы банковские продукты. Целью моей дипломной работы является исследование вопросов финансовых от-ношений банков и хозяйствующих субъектов. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: теоретически раскрыть основы финансовых отношений банков и хозяйствую-щих субъектов; проанализировать банковские услуги оказываемые Филевским отделением Сбербанка России. оценить экономическую характеристику исследуемого объекта; выработать рекомендации по совершенствованию банковских услуг и направ-лений финансовых отношений банков и предприятий. Объектом исследования в ходе является Филевское отделение Сберегательного банка России. Предметом исследования данного проекта выступают финансовые взаимоотно-шения Филевского отделения Сбербанка России с юридическими лицами. Банковские услуги можно разделить на специфические и неспецифические. К специфи-ческим услугам относятся три вида выполняемых банками операций — это депозитные операции, кредитные операции, расчетно-кассовые операции. В состав нетрадиционных неспецифических банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе: посреднические; направленные на развитие предприятия (размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т.п.); предоставление гарантий и по-ручительств; доверительные операции; бухгалтерская помощь предприятиям; предос-тавление клиентских интересов судебных органов; услуги по предоставлению сейфов и др. (рис. 1) Сбербанк является крупнейшим банком России по обслуживанию юридических лиц, несмотря на то, что его специализация заключается в обслуживании физических лиц. Банк выполняет традиционные операции по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц, он предлагает им полный набор современных банковских продуктов. Он разрабатывает и использует новейшие технологии по обслуживанию физических и юридических лиц (рис 2.) В течение 2006 года динамично росла валюта баланса Филевского отделения Сбербанка РФ и превысила 9,5 млрд. рублей увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2005 годом. По итогам деятельности за 2006 год Отделением получена чистая прибыль в раз-мере 230,5 млн. руб. (108,4% от плановой прибыли), что в абсолютном выражении на 111,6 млн. руб. или в 1,9 раза превышает уровень 2005 года. Перевыполнение финансо-вого плана по прибыли на 42,1 млн. руб. сложилось, в основном, за счет сверхпланового получения доходов по комиссионным операциям (41,7 млн. руб.) и процентных доходов от операций кредитования населения (11,4 млн. руб.). Обеспечено увеличение активов-нетто за год на 2 353,7 млн. руб. (или на 41,4%) и составил на 01.01.04г. 8 055 млн. руб., что в 1,5 раза выше прироста за 2005 год. Собственные средства Отделения на 01.01.2004г. составили 734,7 млн. руб. Рост объема активов сопровождался ростом прибыльности работы Отделения. Прибыль на одного работника возросла в 1,7 раза и достигла 123,2 тыс. руб. Рентабель-ность работающих активов выросла за год с 3% до 4,2%, что существенно превышает уровень показателей крупнейших розничных многофилиальных банков. Объем полученных доходов за 2005 год составил 758 млн. руб., что на 57% выше уровня 2004 года. По сравнению с 2005 годом в 2006 году доходы Филевского отделе-ния возросли на 51,3% и достигли 1 146,8 млн. руб. В том числе удельный вес процент-ных доходов составляет 85,1%, в абсолютном выражении 976,1 млн. руб., а непроцент-ных доходов 14,9%, в абсолютном выражении 170,6 млн. руб. За 2006 год было предоставлено кредитов на сумму 5 477,7 млн. руб., в том числе 4 443,5 млн. руб. (81,1%) - юридическим лицам (таблица 1). Высокие темпы роста кредитного портфеля в 2006 г. были характерны для пред-приятий химической промышленности (рост в 5,3 раза, объем задолженности 304,9 млн. руб.), сферы услуг (в 3,7 раза, 117,3 млн. руб.), легкой промышленности (2,3 раза, 124,0 млн. руб.), лесной и деревообрабатывающей промышленности (в 1,8 раза, 17,8 млн. руб.), пищевой промышленности (1,9 раза, 438,6 млн. руб.), электроэнергетики (1,6 раза, 210,5 млн. руб.), машиностроения (в 1,5 раза, 1640,2 млн. руб.). Продолжено уча-стие Банка в кредитовании подрядных организаций на осуществление дорожного строительства (таблица 2). Активная работа по привлечению юридических лиц на обслуживание в учреждения Сбербанка России за счет предложения широкого спектра услуг по кредитованию, применения гибкой процентной политики, позволило увеличить долю сроч-ной ссудной задолженности в структуре работающих активов Филевского отделения до 66,4% против 60,7% в 2006 году. Обслуживание по системе “Клиент-Сбербанк” позволяет реализовать следующие возможности: повысить оперативность обслуживания документооборота; повысить на-дежность контроля документооборота; снизить стоимость проведения платежей; сэко-номить время на проведение расчетов; автоматизировать архивирование платежных документов. Филевское отделение Сбербанка России предлагает систему “Клиент-Сбербанк”, которая используется для электронной связи фирмы непосредственно с филиалом бан-ка, обслуживающим расчетный счет .Клиент-Сбербанк используют 1039 клиентов – 9,07% от всех работающих клиентов, из них 7,27% - малые клиенты. С начала года ко-личество клиентов, использующих Клиент- Сбербанк, возросло на 48,9% (рис. 3, табли-ца 3).