867. Факторинг - инструмент финансирования деятельности организации (на примере банка)
09.06.2009, 00:44
- привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); - осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам; - инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществлять кассовое обслуживание физических и юридических лиц; - покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной формах; - привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; - выдавать банковские гарантии. Банк, помимо перечисленных выше банковских операций, вправе осуществлять следующие сделки: - осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; - осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; - выдавать поручительства за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме; - приобретать права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; - предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей; - осуществлять лизинговые и факторинговые операции; - оказывать консультационные и информационные услуги. Все перечисленные банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а также в иностранной валюте. С целью расширения спектра банковских услуг и повышения конкурентоспособности банка с 2003 года ОАО «Автовазбанк» начал оказывать факторинговые услуги юридическим лицам в России, предлагая широкий спектр мероприятий в соответствии с международными стандартами. Факторинговые услуги банка включают: финансирование поставок товаров; управление дебиторской задолженностью и контроль платежной дисциплины дебиторов; оптимизация структуры денежных потоков; информационно-аналитическое обеспечение. Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что немедленно после поставки банк выплачивает в качестве финансирования значительную часть суммы поставки. Размер досрочного платежа (аванса) составляет от 50% до 90%. ОАО «Автовазбанк» платит до 90 % от суммы поставки. Остаток (сумма поставки минус сумма финансирования минус комиссия банка) выплачивается клиенту в день поступления денег от дебиторов. ОАО «Автовазбанк» применяется факторинг с регрессом. Это означает, что в случае задержки платежа дебитором сверх срока отсрочки платежа за него платит клиент. Основными потребителями факторинговых услуг ОАО «Автовазбанк» являются в основном производители конечной продукции и торговые предприятия, реализующие товар крупным и средним оптом или в розницу с предоставлением потребителю отсрочек по платежам. Факторинговые услуги могут оказываться банком продавцу по тем поставкам, отсрочки по которым не превышают 180 календарных дней. Доля ОАО «Автовазбанк» на российском рынке факторинга составляет более 5%. За 2005 год оборот ОАО «Автовазбанк» по этому виду услуг вырос на 194%: с 8,5 млн. долл. США в 2004 году до 25млн. долл. США в 2005 году. В 2005 году объем финансирования, непосредственно предоставленного банком своим клиентам, составил 1550,8 тыс. долл., в 2004г. 515,4 тыс. долл., в 2003 г. 147,9 тыс. долл. Темпы прироста финансирования в 2005 г. - 200%, в 2004 г. - 248% За 2005 год на факторинговое обслуживание было привлечено 113 предприятий-клиентов. Общее количество дебиторов, с которыми пришлось взаимодействовать сотрудникам ОАО «Автовазбанк» в течение года, достигло 6404 предприятий, а количество зарегистрированных за год поставок составило 53 тысячи. В 44 случаях из 113 факторинговое финансирование по одной сделке в 2005 году предоставлялось на срок 31-60 дней. На срок до 90 дней было заключено 90% всех сделок. В то же время сам договор факторинга между поставщиком и фактором обычно носит бессрочный характер, в его рамках поставщик, в тех случаях, когда ему необходимо получить финансирование сразу после отгрузки товара, уступает фактору права денежных требований к своим покупателям. В соответствии с тенденциями развития рынка факторинговых услуг в Росси, для достижения высоких результатов деятельности в этой области ОАО «Автовазбанк» были предложены следующие факторы развития: 1. Отраслевая «настройка» бизнеса, т.е. учитывать специфику товарооборота и расчетов в различных отраслях. 2. Региональное расширение. Сегодня клиенты могут воспользоваться факторинговыми услугами ОАО «Автовазбанк» только в филиалах Самары, Москвы и С.Петербурга. Для расширения факторинговых услуг необходимо его внедрить во всех филиалах ОАО «Автовазбанк», что будет заключаться в регистрации на месте товарно-отгрузочных документов поставщиков из регионов РФ. В связи с этим отпадет необходимость передачи отгрузочных документов в головной офис ОАО «Автовазбанк». 3. Высокая технологичность сервиса по факторингу. Разработка программного комплекса «Банк - Фактор», позволяющего в режиме on-line осуществлять доступ клиентов к системе автоматизации факторингового обслуживания «Банк - Фактор»; 4. Конкурентоспособные ставки. 5. Предложение факторинговых услуг не только экспортерам, но и импортерам российских товаров. 6. Для снижения банковского риска по факторинговым операциям банку необходима диверсификация средств по факторинговым операциям, т.е. работа не на нескольких крупных игроков, а по небольшим компаниям, обслуживающимся в филиалах ОАО «Автовазбанк». ОАО «Автовазбанк» обладает всеми преимуществами регионального многофилиального банка. Филиальная сеть представлена в Поволжском регионе, в городах Тольятти, Самара, Сызрань, Димитровград, а также в Москве, Чебоксарах, Оренбурге, Набережных Челнах. Введение факторинговых услуг в филиалах банка позволит ему увеличить доходы на 319820 тыс. руб. и получить дополнительную прибыль в размере 319820,0 тыс. руб. В целом, преимущества для банка развития факторинговых услуг можно представить следующим образом: - упрочнение деловых отношений с клиентами банка, за счет предоставления факторинговых услуг на уровне международных стандартов; - увеличение оборотов и остатков по счетам клиентов; - увеличение и развитие клиентской базы за счет предоставления дополнительных уникальных финансовых услуг. Доклад окончен, спасибо за внимание.