867. Факторинг - инструмент финансирования деятельности организации (на примере банка)
09.06.2009, 00:45
-Доклад Уважаемые председатель и члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: Тенденции развития факторинговых операции коммерческих банков, выполненная на материалах ОАО «Автовазбанк». В настоящее время проблема эффективности операций факторинга становится все более актуальной при оптимизации финансовой практики взаимодействия российских предприятий и банков. При этом речь идет, прежде всего, об обслуживании банками малых и средних предприятий, так как факторинг призван решать проблемы устойчивого развития таких компаний, получение прямых кредитов которыми затруднено. Факторинговые операции являются одним из видов финансовых операций, связанных с краткосрочным финансированием текущей деятельности поставщика путем выкупа у него факторинговой компанией (банком) долговых обязательств покупателя продукции. Такая операция позволяет обеспечить непрерывное пополнение оборотных средств предприятия-поставщика и, одновременно, обеспечить эффективное покрытие кредитных линий, открываемых факторинговыми компаниями на тех или иных клиентов. Таким образом, крайне актуальной задачей представляется выявление реальной роли факторинговых услуг банка в российской финансовой практике, их тенденций и направлений развития. Основной целью настоящей работы явилось изучение факторинговых операций банка и тенденций их развития. Для достижения указанной цели в работе решены следующие задачи: -рассмотрение теоретических основ факторинговых услуг коммерческого банка; - оценка эффективности факторинговых услуг, оказываемых исследуемым коммерческим банком; - установить основные направления развития факторинговых услуг коммерческих банков в России. Объектом дипломного исследования явился коммерческий банк ОАО «Автовазбанк». Предметом дипломного исследования является оценка факторинговых услуг банка и направления их развития. Теоретической базой исследования являются труды отечественных ученых и специалистов в области банковского дела, таких как Т.Ф. Юткина, Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Г.Н. Белоглазова и другие, а так же федеральные законы и нормативные акты РФ и аналитические материалы Центробанка РФ. Основой аналитической части работы является финансовая отчетность ОАО «Автовазбанк» за 2005-2005., информационные бюллетени банка. В качестве специальных методов проведения исследования использованы приемы и методы финансового анализа коммерческих банков. По результатам исследований можно сделать следующие выводы: Факторинг (посредничество) - торгово-комиссионная операция, включающая кредитование оборотного капитала клиента. В ее основе лежит покупка счетов-фактур клиента компанией-фактором на договорных условиях. Существуют следующие виды факторинга: - факторинг с регрессом; - факторинг без регресса; - факторинг с регрессом и с залогом; - факторинг в форме управления дебиторской задолженностью. Факторинг с регрессом- это 50 - 90%-е финансирование клиента под уступку права денежного требования к должнику. При невыполнении должником обязательств по контракту в установленный срок, факторинговая компания может вернуть право денежного требования клиенту. Клиент возмещает сумму факторингового финансирования и комиссию за факторинговое обслуживание. Факторинг с регрессом и с залогом отличается от факторинга с регрессом тем, что у клиента требуют залоговое обеспечение на сумму предоставляемого факторингового финансирования. Применяется к новым клиентам на этапе накопления статистики и отработки (проверки) платежной дисциплины контрагентов клиента, а также при финансировании «слабых» клиентов. Факторинг без регресса – это финансирование клиента под уступку им права денежного требования к должнику. В случае невыполнения должником обязательств по контракту в определенные сроки, факторинговая компания не возвращает право денежного требования клиенту. Такое финансирование применяется для стабильных клиентов в отлаженных схемах работы их основных покупателей. Эта заключительный вид финансирования, к которому стремиться факторинговая компания. Факторинг в форме управления дебиторской задолженностью – это когда фактор контролирует своевременность оплаты поставок клиентов покупателями, прогнозирует сроки инкассации, напоминает дебиторам об обязательствах при задержке оплаты, предоставляет клиенту детальные отчеты о состоянии дебиторской задолженности. ОАО «Автовазбанк» является кредитной организацией, созданной по решению общего собрания акционеров ОАО «Автовазбанк» (протокол № 1 от 30 мая 1994 года), в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Цель создания Банка - предоставление физическим и юридическим лицам банковских услуг и извлечение прибыли. Банк может осуществлять следующие банковские операции: - открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц; - размещать привлеченные денежные средства от своего имени и за свой счет;