В
соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 28) бюджетная система основана на
следующих принципах [19, 37]:
-
единства
бюджетной системы Российской Федерации;
-
разграничения
доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между
бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
-
самостоятельности
бюджетов;
-
равенства
бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
-
полноты
отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
-
сбалансированности
бюджета;
-
результативности
и эффективности использования бюджетных средств;
-
общего
(совокупного) покрытия расходов бюджетов;
-
прозрачности
(открытости);
-
достоверности
бюджета;
-
адресности
и целевого характера бюджетных средств;
-
подведомственности
расходов бюджетов;
-
единства
кассы.
Рассмотрим вышеназванные принципы подробнее.
Принцип
единства бюджетной системы означает единство бюджетного
законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы,
форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за
нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения
расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов,
ведения бюджетного учета и отчетности [19, 38].
Принцип
разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней
означает закрепление доходов и расходов за соответствующими бюджетами, а также
определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов,
установлению и исполнению расходных обязательств. На практике достаточно сложно
оптимально реализовать этот принцип. С 1 января 2005 г. его воплощение более
чётко определено в Бюджетном кодексе РФ [19, 39].
Принцип
самостоятельности бюджетов означает право и обязанность
органов государственной власти и органов местного самоуправления на
соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления
в соответствии с налоговым законодательством устанавливать налоги и сборы,
подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты; право органов государственной
власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и
направления расходования средств бюджетов; недопустимость изъятия
дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате
эффективного исполнения бюджетов. Самостоятельность бюджетного процесса «низовых»
бюджетов несколько условна, ибо органы власти муниципальных образований не
могут, как правило, сформировать бюджет, не имея данных о выделенной финансовой
помощи на бюджетный год [19, 40].
Принцип равенства бюджетных
прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
установление и
|