1 Теоретические основы
информационно-аналитической работы в системе государственной гражданской службы
1.1 Сущность информационно-аналитической
работы
Трансформационные процессы затрагивают не только экономику,
социальную сферу, но и предъявляют достаточно жесткие требования к качеству
государственного управления, его социальной направленности, что предполагает
прежде всего изменение информационно-аналитических технологий внутри властных
структур. Потребной единой
федерально-региональной информационно-аналитической системы обеспечения
социального развития пока нет. Вместе с тем реалии вынуждают усомниться и в
подготовке необходимых предпосылок ее создания. Так, технология принятия
решений в настоящее время в ее наиболее распространенном варианте осталась на
уровне XVIII в. Введенная еще Петром I система делопроизводства в своей основе
сохраняется до сих пор. Как и 200 лет назад, управленческая информация
поступает руководителю главным образом в виде письменного и устного слова. Если
и применяются компьютеры, то как обычная оргтехника. При подготовке решений не
хватает фактического аналитического материала, возникают трудности с получением
информации от специалистов. Сохраняется тенденция к подмене управления
администрированием, возрастает неблагоприятное влияние субъективного фактора.
По данным социологических исследований, проведенных среди руководителей
и специалистов аппарата администрации, 92% респондентов беспрекословно
исполняют решения руководства. Процесс принятия решений
носит централизованный характер, лишает ее гибкости, необходимой для
реагирования на сигналы социальной среды. Лишь 41% опрошенных отмечают, что
обсуждения в аппарате носят открытый характер. Они ограничиваются, как правило,
бесспорными вопросами. Только 57% респондентов признают, что руководители поддерживают
участие сотрудников в данном процессе. Всего лишь 14% полностью и 41% частично
согласны с тем, что руководители и сотрудники владеют информацией о состоянии
дел. Не случайно только 60% опрошенных отмечают, что все решения принимаются
вовремя.
Как представляется, одна из центральных проблем, вставших перед
нашим обществом сегодня, - это проблема культурного лага. Возникновение культурного
лага находит свое объяснение в представлении, согласно которому технические
нововведения продолжают служить старым целям индустриальной трансформации,
тогда как складывающаяся глобальная ситуация требует новой парадигмы ценностных
ориентиров. Эта парадигма, на наш взгляд, связана с такими качественными
факторами, как: принципиальная информационная открытость технологий подготовки
и принятия управленческих решений; требование поддержки информационными
технологиями процессов постановки управленческих задач; большая формальная
неопределенность целей и субъективность критериев оценки принимаемых решений;
наличие в информационно-аналитических технологиях явных элементов интуитивного
характера; существенное влияние девиационных процессов на подготовку и принятие
управленческих решений.
Здесь
следует выделить качество сферы информационно-аналитического обеспечения органов
управления, государственной власти, где разрыв между новыми требованиями жизни
и инерцией сложившихся стереотипов особенно опасен. Опрос экспертов -
слушателей Российской академии управления - показал, что данная проблема
является наиболее слабым звеном управленческих структур.
Более 4/5 опрошенных оценили уровень научно-аналитического обеспечения
деятельности региональных органов власти и управления как "ниже
среднего" и "низкий". Отслеживание и регулирование
|