1.1. Понятие и содержание расчетов с покупателями и заказчиками
Существование в условиях рынка товарного производства
предполагает наличие расчетных взаимоотношений между предприятиями. Иначе
говоря, за все приобретенное со стороны, следует платить деньги и,
соответственно, получать денежные платежи за отпущенную продукцию или оказанные
услуги. Помимо этого, расчетные взаимоотношения имеются с банками по поводу
получения и погашения ссуд, с вышестоящими организациями, органами социального
страхования, с государством по поводу уплаты налогов, с различными
общественными организациями, а также непосредственно с работниками.
Расчеты представляют собой важную составляющую текущей,
финансовой и инвестиционной деятельности любой организации, обеспечивающую
нормальное её функционирование. Правовой основой расчетов служат обязательства,
возникающие из договоров.
В настоящее время законодательно не определено понятие
«расчеты», хотя в нормативных актах достаточно часто встречается этот термин.
На наш взгляд, более точно отражает сущность и основные особенности расчетов,
связанные с наличием как минимум двух договаривающихся сторон (должника и
кредитора), способом отражения расчетов в учете, изменениями структуры активов
и обязательств, с возможностью применения неденежных форм расчетов.
Расчеты – это род взаимоотношений между субъектами
хозяйственной деятельности, являющихся следствием исполнения обязательств и
приводящих в будущем к изменениям структуры активов (при расчетах с
покупателями) или к их оттоку с одновременным уменьшением краткосрочных
обязательств (при расчетах с поставщиками).
Роль расчетов в системе бухгалтерского учета хозяйствующих
субъектов представляется также чрезвычайно важной вследствие использования
информации о них при оценке степени предпринимательского риска, ликвидности и
платежеспособности организации, степени ее зависимости от внешних источников финансирования.
Покупатель - это человек, заключивший сделку купли-продажи и
который обязан по этой сделке передать плату за товар. Если говорить о
купле-продаже по договору, то такой договор считается совершенным уже в тот
момент, когда стороны достигли соглашения, т.е. поставили свои подписи (не
путать с фактической передачей товара и денег, по договору она может быть и
отсроченной). На практике это означает, что как только вы поставили подпись, вы
уже несете ответственность за исполнение своей части договора и можете
отказаться от исполнения только в том случае, если ваш контрагент допустил
нарушение договора. Итак, покупатель - это человек, изъявивший согласие на
сделку в устной форме (если речь идет о розничной покупке в магазине) или
поставивший подпись под соответствующим договором (если продажа осуществляется
по договору) и обязанный по этой сделке внести плату за товар.
Предприятие, имеющее четкое представление, как реагируют
потребители на различные характеристики товара, цены, рекламу, имеет огромное
преимущество перед конкурентами.
Модель поведения покупателей - это модель реакции
покупателей на действие побудительных стимулов маркетинга. Побудительные стимулы маркетинга включают
четыре элемента: товар; цену; методы распространения; способы
стимулирования.
Прочие
стимулы к покупке слагаются из основных факторов окружения покупателя -
экономической, научно-технической, политической и культурной среды. В сознании
покупателя эти стимулы вызывают покупательские реакции: выбор товара,
предприятия, выбор времени и объема покупки. Сознание
|