1.2.Теории мотивации труда
Процесс
мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных
теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Существуют два
подхода к изучению теорий мотивации.
Первый
подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие
теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются
основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам
такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика
Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Рассмотрим подробнее эти теории.
Первая
из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее
сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее
сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии
является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности
человека, которые можно разделить на пять групп [10]:
· физиологические потребности, необходимые
для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
· потребности в безопасности и уверенности
в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего
мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться
и в будущем,
· социальные потребности - необходимость
в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
· потребности в уважении, в признании окружающих
и стремлении к личным достижениям,
· потребность самовыражения, т.е.
потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных
возможностей.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие
три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в
строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой
лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Смысл такого иерархического построения заключается в том,
что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается
на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим
является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере
удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и
потребности более высоких уровней.
Самая
высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности -
никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации
человека через потребности бесконечен.
Долг
руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими
подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым
из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности
работы сотрудников.
С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная
роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней.
Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его
утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:
стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию [14]. При таком
утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег,
а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность
участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную
ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но
и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в
организациях, а стремление к признанию - его способность
|