1.2. Государственная политика в области предпринимательства по России: нормативно-правовой
аспект
Место и роль государства в экономике каждой
страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного
регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и
иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного
воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы
взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят
существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании
государственного и рыночного механизмов регулирования.
Необходимость государственного регулирования
предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и
юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на
необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и
частных интересов для достижения целей государственного регулирования -
основополагающая задача такого
регулирования1.
Государство в лице компетентных органов
осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:
обеспечение государственных и общественных нужд,
приоритетов в экономическом и социальном развитии;
формирование
государственного бюджета;
защита окружающей среды и пользование природными
ресурсами;
обеспечение занятости населения;
обеспечение безопасности и обороны страны;
реализация свободы предпринимательства и
конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;
соблюдение правопорядка во внешнеэкономической
деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании'.
Особенность государственного регулирования в
большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому
государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет
собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих
уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в
сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов
участников этих отношений.
Говоря о соотношении таких понятий, как
«государственное регулирование», «государственное управление» и
«государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели
два последних.
Государственное регулирование предпринимательской
деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия
государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях
национальной экономики.
С учетом сферы применения тех или иных средств
воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне,
на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных
округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в
федеральных законах, иных правовых актах.
Государственное регулирование предпринимательской
деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1
ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела
означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в
экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе -
государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное
вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.
В силу ч. 1
ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом
экономической деятельностью. Поэтому любая
|