Развитие многих видов
зимнего спорта требует создания механизированных способов устройства спортивных
трасс и площадок непосредственно на специальном покрове.
Существующие средства уплотнения, применяемые в
дорожном строительстве не могут быть использованы для решения поставленных
задач. Таким не представляется устройство указанных сооружений посредством
имеющимся снегоуплотняющей техники, по причине их громоздкости и плохой
маневренности и проходимости.
Отмеченные обстоятельства позволяют сделать вывод о необходимости разработки маневренного
навесного оборудования на базе высокопроизводительных тягачей. Последнее
входило в число основных задач дипломного проекта.
Для создания эффективного оборудования необходимо было
изучить физико-механические свойства снежного покрова, вопросы теории
уплотнения его.
Основными характеристиками снега, которые необходимо
учитывать при занятии лыжным спортом, являются его плотность, температура,
твердость, текстура и наличие в нем жидкой воды.
Плотность снега непосредственно связана с его твердостью. Распределение плотности снежного
покрова, особенно вблизи его поверхности, - решающий фактор, определяющий
маневренность лыж, скорость, безопасность и т.д. Плотность легко измерить,
взвешивая известные объема снега; при этом ошибка изменяется от 1 % и менее для
крупных образцов (0,001 м3)
до 10 % и более для мелких образцов (0,0001 м3) – тонких слоев и корок.
Температуру снега легко определить при помощи
стандартных термометров. Твердость снега обратно пропорциональна температуре,
если другие характеристики неизменны.
Непосредственно измерения твердости снега (или,
точнее, показателя твердости), также относительно трудоемки и отнимают много
времени. Индекс твердости измеряется при помощи швейцарского таранного
пететрометра, который проникает в снег по мере того, как груз массой Н падает с высоты h.
Под определением текстуры понимается описание формы,
размера и взаимосвязей снежных зерен. Эта характеристика труднее всего поддается количественному определению.
Как показывает анализ технологической литературы, в
настоящее время нет отработанной теории расчетов и прочих расчетных знаний
отражающие физико-механические свойства. Все это в целом затрудняет задачу
определения основных разрабатываемых параметров навесного оборудования.
9 листов А1
|