Источниками финансового права
являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных
органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты
составляют финансовое законодательство.
Основой всех источников
финансового права является Конституция РФ, конституционные акты субъектов
Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности
государства
и служат базой для развития финансового законодательства в разных
областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному
праву; так как бюджет - это финансовая основа деятельности государства. В настоящее
время действуют Бюджетный и Налоговый кодексы. Это, несомненно,
основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.
К федеральным источникам финансового права относятся Конституция РФ,
федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также подзаконные
нормативные правовые акты: нормативные указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти и иных государственных органов (например, Банка России). В Конституции
РФ содержатся нормы, являющиеся основополагающими принципами финансового права.
Она гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности,
содержит нормы, которые закрепляют формы собственности, признаваемые и
гарантируемые государством (ст. ст. 8, 9, 36). Конституция РФ закрепляет и ряд
других норм, непосредственно регулирующих финансовые отношения:
- каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы,
устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют (ст. 57);
- ст. ст. 71 - 73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее
субъектов, в том числе и в сфере публичных финансов;
- денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная
эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.
Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (п. 1 ст.
75); защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального
банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других
органов государственной власти (п. 2 ст. 75); система налогов, взимаемых в
федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской
Федерации устанавливаются федеральным законом (п. 3 ст. 75); государственные
займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на
добровольной основе (п. 4 ст. 75);