1 Теоретико-правовые аспекты социальной
защиты населения
1.1 Понятие социальной защиты населения
Российской Федерации
Социальная сфера является ключевым объектом контроля со стороны
муниципальных властей, в первую очередь сталкивающихся с проблемами,
проявившимися в этой сфере. Проблемное поле социальной сферы сосредоточено
вокруг следующих направлений:
-
уровень и качество социальной жизни
(распределение социальной помощи, безработица, миграционная политика, занятость
и т.д.);
-
народное образование;
-
здравоохранение;
-
поддержание правопорядка, общественная
безопасность и профилактика правонарушений;
-
культурная политика.
На территории муниципального образования учреждения социальной
защиты обычно представлены такими институтами, как центры социального
обслуживания, муниципальные учреждения социальной защиты, городские центры
жилищных субсидий, отделы социального обеспечения, управления труда и занятости
населения, биржи труда, благотворительные организации, дома ночного пребывания,
центры общественных работ, приюты для детей и подростков, центры социальной
реабилитации детей, инвалидов, спортсменов и т.д.
Социальная сфера на территории муниципалитета включает в себя
предприятия всех форм собственности, чья деятельность связана исключительно с
удовлетворением первоочередных социальных потребностей населения, таких как
охрана здоровья, образование детей и взрослых, безопасность, социальная реабилитация
и защита малоимущих. На социальные нужды в РФ в настоящее время уходит около
18% ВВП. Причем большую долю расходов в этой сфере несет именно муниципальный
уровень, где главным образом и сосредоточены объекты социальной сферы. Несмотря
на то, что бюджетные отчисления на социальные нужды являются целевыми и не
подлежат секвестированию, средств не хватает даже на реализацию первоочередных
целей. Все это требует от местных органов власти способностей к изысканию
дополнительных возможностей в решении повседневных социальных задач.
К основным задачам управления социальной сферой относятся:
-
поддержка и развитие образовательных учреждений
на территории муниципалитета;
-
разработка программ общественной занятости и
развитие сети общественных работ;
-
распределенеие социальной помощи малоимущим и
инвалидам;
-
оказание медицинских услуг населению через
механизм социального страхования и создание сети муниципальных медицинских
учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев);
-
подготовка и проведение культмассовых
мероприятий, праздников и карнавалов;
-
проведение мероприятий санитарно-гигиенического,
экологического назначения, поддержка мест массовых захоронений и т.д.
Ключом к проведению муниципалитета является разработка механизма,
позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление
дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения
населением производительности собственного труда, доходов, активизации режима
самозанятости и вторичной занятости трудоспособных граждан.
Ключевым
направлением развития социальной сферы на местном уровне является развитие
образования. Система образования в РФ охватывает все уровни государственной и
муниципальной власти, включая закрепленные за каждым уровнем полномочия по
управлению различными категориями образовательных предприятий и учреждений. И
если общеобразовательные учреждения, вбирающие в себя дошкольное образование,
начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее
образование, преимущественно находятся в сфере компетенции местных органов
власти, то институт профессионального образования остается под опекой
государственной власти. Государство сохраняет за собой возможность влияния на
всю систему образования, закрепив за собой право в разработке государственных
образовательных стандартов, а также лицензируя ведение образовательной
деятельности негосударственными учебными заведениями. На муниципальном уровне
деятельность органов самоуправления предусматривает использование таких
инструментов регулирования образовательной сферы, как создание, реорганизация и
ликвидация муниципальных образовательных учреждений, контроль за деятельностью
образовательных учреждений со стороны местных органов управления, формирование
бюджета развития
|