- отсутствует арифметический контроль со стороны работников бухгалтерии за соответствием совершённой операции оформленному оправдательному документу; - отсутствуют графики документооборота; - несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности. Для устранения этих недостатков ООО «Аква плюс» необходимо: - совершенствовать систему внутреннего контроля. Организации необходимо принять на работу специалиста по осуществлению внутреннего контроля или организовать контрольно - ревизионный отдел; - разработать графики документооборота и назначить ответственных за каждый момент учета расчетов с поставщиками и подрядчиками; - в целях контроля за расчетами с поставщиками и подрядчиками ООО «Аква плюс» следует разработать ведомость, в которой будут обобщаться данные о невзысканной или просроченной дебиторской задолженности и нарушений расчетной дисциплины; - построить аналитический учет таким образом, чтобы обеспечить получение данных о сроках погашения дебиторской и кредиторской задолженности, об образовании просроченной задолженности, о задолженности, обеспеченной векселями и т.д. Проведенный анализ управления расчетами с покупателями и заказчиками в ООО «Аква плюс» показал следующие результаты: 1. Задолженность за покупателями и заказчиками составила на конец 2006 г. 186,0 тыс. руб., что на 55,0 тыс. руб. или 42 % выше, чем на конец 2005 г. Такой большой рост дебиторской задолженности отрицательно характеризует состояние расчетов на предприятии, так как увеличение дебиторской задолженности свидетельствует о нерациональной расчетной дисциплине на предприятии. 2. В организации преобладает кредиторская задолженность, но темп ее роста ниже, чем прирост дебиторской задолженности. Причина этого в более высокой скорости обращения дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской. Как было рассмотрено выше, у организации нет долгосрочной дебиторской задолженности, что снижает риск невозврата средств. 3. Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях за 2006 г. снизилась на 8,1 что привело к увеличению срока оборота дебиторской задолженности на 5,4 дня. Средний срок оборота кредиторской задолженности увеличился на 137,8 дней. Таким образом, в 2006 г. наблюдается снижение оборачиваемости расчетов на предприятии, что является отрицательным фактором. 4. По результатам анализа состава, структуры и динамики дебиторской задолженности организации можно сделать вывод, что в целом ситуация в сфере осуществления платежно-расчетных отношений организации с его дебиторами нестабильна, что не обеспечивает финансовую устойчивость организации в полном объеме. Динамика роста задолженности покупателей и заказчиков свидетельствует о необходимости пристального внимания руководства к организации платежно-расчетных отношений. Для улучшения организации расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Аква плюс» рекомендуются следующие мероприятия: - создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов с покупателями. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции; - необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и покупателям, а также по срокам образования задолженности или срокам их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов дебиторов, кредиторов. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам которой указываются субъекты задолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам – сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех, с которыми должны устанавливаться особые отношения; - контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей; - в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты; - на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Доклад окончен, спасибо за внимание.