1.3 Органы управления здравоохранением
Все структуры осуществляют контроль и надзор в организации
лечебно-профилактической деятельности. Во главе любого ЛПУ стоит главный врач,
на следующем уровне управления ЛПУ находятся заместители главного врача,
отвечающие за различные направления деятельности медицинской организации.
Управление здравоохранением имеет своим предметом распределение
публичных финансовых ресурсов на цели реализации государственных гарантий в
области охраны здоровья. Местом освоения этих ресурсов является сфера
хозяйствования, товарообмена, экономического оборота в области охраны здоровья.
Система управления здравоохранением в сфере товарообмена осуществляет
размещение финансовых средств. Размещая их в одном из секторов, система
управления влияет на его экономическое развитие. Размещая их у избранных
субъектов хозяйствования, система управления способствует росту их
благосостояния. Тем самым управление здравоохранением происходит посредством
организации перераспределения финансовых ресурсов в сфере хозяйствования и
спроса по финансовым вложениям. Такое управление осуществляется средствами
координации и не находится в противоречии с характером отношений в оборотном
пространстве[1].
Государственное управление здравоохранением строится на основе
принципов управления, среди которых можно выделить следующие:
1. Публичная власть управляющего. Для государственного управления
здравоохранением необходима власть, право распоряжаться (полномочия) и сила,
обеспечивающая исполнение распоряжений.
2. Единство руководства и разделение управленческого труда. Без
единого руководства возникает хаос, а разделение труда обеспечивает
специализацию, то есть качество управления.
3. Единство распорядительства по определенному кругу вопросов и
конкретность исполнителей. При множестве распорядителей, дающих указания по
одному и тому же вопросу, возникает беспорядок, а без конкретного обозначения
исполнителя распоряжения не выполняются.
4. Приоритет интересов государственного управления во время
исполнения служебных обязанностей.
5. Централизация и иерархия в управлении. Они создают стабильность и
обеспечивают деятельность управленческого механизма как единого целого.
6. Постоянство управленческого персонала. Текучка руководителей и
исполнителей вредна для дела.
7. Недопущение дискриминации в отношении начальников, подчиненных,
сотрудников управляющего органа. Поощрения и наказания должны быть соразмерны
поступку и расцениваться коллективом как обоснованные, справедливые.
8. Обратная связь в управлении. Управляющий должен учитывать
результаты своих действий и корректировать их, если обратная связь указывает на
необходимость этого.
9. Иные принципы государственного управления (законность, научность,
демократичность, действенный учет и контроль).
Структура системы управления здравоохранением включает следующие
элементы: субъект, объект и их связи, собственно процесс государственного
управления (функции, формы и методы, цели и задачи). Рассмотрим их подробнее.
Итак,
исследуемой системе здравоохранения присуще в первую очередь наличие двух
взаимосвязанных элементов: управляющего (субъекта) и управляемого (объекта). В
качестве субъектов выступают органы государственного и муниципального
управления здравоохранением, руководство общественных объединений (Президент
РФ, Правительство РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и
субъектов
|