Успешное предупреждение
преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет
сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность
является носителем причин их совершения. Можно поэтому сказать,
что эта личность — основное и важнейшее звено всего механизма
преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают
такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного
воздействия. Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих
и вместе с тем наиболее сложных проблем
криминологии. Личность преступника всегда была одной из центральных проблем всех наук криминального профиля и в первую
очередь криминологии. История этой
науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и
ведут как раз по поводу личности преступника. В зависимости от
социально-исторических условий, требований
социальной практики и уровня развития науки
по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее
специфика, какова ее роль в
совершении преступления, как воздействовать на нее, чтобы не допустить больше преступных действий. Все
эти вопросы имеют большое практическое
значение.
Знание о личности преступника дает принципиальную
возможность прогнозирования индивидуального
преступного поведения, разрабатывать методику такого прогнозирования. Оно
служит основанием для практических предложений и рекомендаций, широко использующихся при осуществлении индивидуальной
профилактики преступлений и
исправления преступников.
Целью настоящей работы
является исследование структуры личности преступника и криминогенных его
качеств.
Сравнительное
психологическое изучение личности больших групп преступников и
законопослушных граждан показало, что первые отличаются от вторых
значительно более высоким уровнем импульсивности, т.е. склонностью действовать по
первому побуждению, и агрессивностью, что сочетается у них с высокой чувствительностью и ранимостью в межличностных
взаимоотношениях. Такие лица чаще применяют
насилие в различных конфликтах.
Указанные черты в
наибольшей степени присущи тем, кто совершают грабежи, разбойные
нападения, изнасилования, убийства или наносят тяжкий вред
здоровью, в наименьшей — тем, кто были признаны виновными б совершении краж, а еще меньше — лицам,
совершившим хищение путем растраты, присвоения или злоупотребления,
доверием.
Именно эти признаки в
совокупности с антиобщественными взглядами и ориентациями
отличают преступников от непреступников, а их сочетание при определенных
внешних обстоятельствах у конкретного лица становится непосредственной
причиной совершения
преступления. Вместе с тем нужно учитывать, что подобные черты формируются в рамках индивидуального бытия, на базе индивидуального жизненного опыта, а также биологически
обусловленных особенностей. Однако
такие особенности, равно как и
психологические черты, носят как бы нейтральный характер и в зависимости от условий жизни и воспитания
наполняются тем или иным содержанием, т.е. приобретают социально
полезное или антиобщественное значение.
Следовательно, личность представляет
собой индивидуальную форму бытия общественных отношений, а личность
преступника, как более частное явление, — индивидуальную форму бытия
неблагополучных общественных отношений.
Это, конечно, не означает, что личность преступника включается только в такие отношения или испытывает
лишь негативные влияния.
В равной мере это не
означает, что преступное поведение лишь результат негативных влияний
внешней среды на человека, а он сам в этом как бы не участвует. В преступном
поведении отражены и генетически обусловленные задатки и предрасположенности,
например темперамент, характер. Внешние условия не напрямую порождают
преступное поведение. Они обусловливают внутренний
духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся
самостоятельным и активным фактором, опосредующим влияние социальной среды на
нее. Человек, образно говоря, «выбирает» и усваивает те из них, которые в
наибольшей степени соответствуют его
психологической природе. Каждый индивид как личность — это продукт не только
существующих отношений, но также
своего собственного развития и; самосознания.
Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение,
будучи по-разному воспринято и оценено
личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к социальным ценностям
и сторонам действительности, нормам и
институтам, к самому себе и своим обязанностям,
к различным общностям, группам и т.д. зависит, следовательно, как от внешних, так и внутренних, личностных, обстоятельств.
Вот почему
недопустима и чрезмерная социологиэация,и психологизация личности преступника. Первое обычно выражается
в преувеличении влияния среды на ее формирование и поведение, в игнорировании
субъективных факторов, психологических свойств, психических состояний и
процессов, сведении личности к ее социальным ролям и функциям,
положению в системе общественных отношений. Второе в
придании только, психологическим факторам решающего значения
без учета сформировавшей их социальной среды, тех условий, в которых развивался
человек или в которых он действовал. Криминология должна исходить из
диалектического единства социального, психологического, их постоянного
взаимодействия.
Акцент при анализе
особенностей личности преступника на ее психологические черты отнюдь не означает, что такие
черты всегда можно существенно изменить
или даже полностью устранить в результате
воспитательно