ВВЕДЕНИЕ 2 1. ФЕДЕРАЛИЗМ США 5 2. ФЕДЕРАЛИЗМ И СУВЕРЕНИТЕТ В США 24 3. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В США 28 4. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АМЕРИКАНСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 33 5. СОВРЕМЕННОЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО США 37 6. КОНГРЕСС США В СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
«Правительственные органы федерального уровня и уровня штатов являются в
действительности не чем иным, как представителями и доверенными лицами народа,
наделенными различными полномочиями и созданными для различных целей».
Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на идеях
французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье.
Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона,
свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка.
В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и
штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других
«отцов-основателей».
Имея столь солидную теоретическую базу, Конституция не явилась «сухим»
документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно
написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция
существует прежде всего для народа, а уже потом – для правительства,
исполнителя воли последнего.
Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом,
без излишней детализацией. Она состоит из 7 статей, разделенных на части
(разделы).
Первые три статьи устанавливают формы власти: Законодательной (Конгресс,
состоящий из Сената и Палаты Представителей), Исполнительной (Президент) и
Судебной (Верховный Суд).
Статья 4 определяет отношения между штатами, а также между штатами и
федеральным правительством.
Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль
Конституции как « высшего закона страны».
Статья 5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в
Конституцию, а Статья 7 – порядок вступления Конституции в силу после ее
ратификации 9 штатами, т.е. ? от 12 штатов (без отказавшегося участвовать в
Конвенте Род-Айленда). В 1791 г. Конституцию дополнил «Билль о правах» (1-10
поправки), который гарантирует демократические права и свободы человека.
Анализ содержания Конституции позволяет выделить следующие принципы,
определяющие политический строй и систему государственной власти США:
- Верховенство власти народа и закона
- Гарантии прав и свобод человека
- Разделение властей, система сдержек и противовесов
- Федерализм
- Возможность изменения и дополнения Конституции – внесение поправок
Целью настоящей работы является в первую очередь исследование американского
федерализма.
Федерализм – это одна из форм территориального устройства государства,
которая выражается в системе взаимоотношений между государством в целом и его
территориальными частями. Федерация имеет ряд отличий от унитарного государства
и от конфедерации.
Унитарное государство – это единое, слитное государство, которое не имеет
в своем составе иных государственных образований на правах его членов.
Территория унитарного государства непосредственно делится на
административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус
и равное отношение к центральным органам. В унитарном государстве одна
конституция, система высших государственных органов, единое гражданство и
одноканальная система налогов.
Субъекты федерации имеют собственное административно-территориальное
деление, свое законодательство при условии его соответствия федеральному,
самостоятельные органы управления. В федеративном государстве существует
несколько систем высшей государственной власти – федеральная и членов
федерации, между которыми действует строгое разграничение полномочий,
допускается двойное гражданство, двухканальная система налогов. Субъекты
федерации могут иметь неодинаковое положение в ней.
Федерация может быть симметричной и ассиметричной. Как правило, в
федеративном государстве запрещена сецессия (выход из её состава). По способу
образования федерации делят на конституционные и договорные. Особо надо сказать
о конфедерации.
Это не форма государственного устройства, а союз независимых государств,
которые объединяются для достижения общих целей (оборона, унификация денежных
систем), в любой момент могут выйти из её состава. В рамках конфедерации могут
создаваться действующие на постоянной основе специальные органы для координации
усилий стран-участниц, однако, решения этого органа вступают в силу после
согласия всех её участников.
По форме
государственного устройства США являются федерацией, объединяющей 50
штатов. В состав государства также входит Федеральный округ Колумбия (т. е. столица
США — г. Вашингтон), несколько
самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и
Пуэрто-Рико, имеющее статус
"свободно присоединившегося государства". Каждый штат имеет свою
территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой вправе распоряжаться Конгресс США (разд. 3 ст. IV Конституции США).
Американская федерация
имеет договорную природу: эта федерация была создана 13 штатами,
первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением
суверенитета. Однако в дальнейшем штаты, сохранив многие
традиции самостоятельности, по существу утратили свой
суверенитет (хотя в их конституциях он иногда закрепляется) и не
обладают теперь правом выхода из состава США (сецессией). Отсюда
постоянная и сильная тенденция к унитаризму, т. е. к усилению
центральной власти. Федерализм в США никогда не рассматривался как
форма национального
или расового вопроса, а выступает в роли рациональной демократической децентрализации власти, т. е. способом ее приближения к народу.
Федерация носит
открытый характер, Конгресс вправе принимать в нее новые штаты. Но ни один новый штат
не может быть образован или создан в пределах
юрисдикции какого-либо другого штата
и никакой штат не может быть образован посредством слияния двух или более штатов либо частей штатов
без согласия легислатур
(законодательных органов) заинтересованных штатов, равно как и Конгресса США.
Среди многочисленных
американских теорий федерализма выделяются теории дуалистического и кооперативного
федерализма.