Взаимоотношения между религией и фил исторически
изменчивы и разнообразны. Если материалистическая линия философии
противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направлению
идеалистической философии неоднократно вступали в союз с теологией, что
выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее
тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которой не всегда
даже признается различие между философией и религией как отдельными формами общественного
сознания. Так, буддизм и конфуцианство нередко трактуется как религиозная
философия.
Конфуций (Кун-цзы, 551 – 479 г. до н. э.)
родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда
чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Разрушались
патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия.
Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри,
продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все
это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века
и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления
создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный
цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении
достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включало
в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.
п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми
обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого
ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было
недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством
долга. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу
своих добродетелей накладывает на себя сам.
Чувство долга, как правило, обусловлено
знанием и высшими принципами, но не расчетом. "Благородный человек думает
о долге, низкий человек заботится о выгоде," – учил Конфуций. Он также
разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн),
благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).
Следование всем этим принципам было
обязанностью благородного цзюнь-цзы, и, таким образом, "благородный
человек".
Конфуция – это умозрительный социальный
идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным
для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа.
Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за
высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его
учения в официальную догму на передний план выступила