Славянофилы - представители
одного из направлений русской общественной мысли 40 - 50-х гг. 19 в.; выступали
с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического
развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных
групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном
христианстве; противостояли западникам.
Славянофилы выступали за
отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные
представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев,
Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были
В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др. В процессе
подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с
западниками на почве либерализма.
Некоторые идеи
славянофилов получили развитие в идеологии почвенничества (Н. Н. Страхов),
панславизма (Н. Я. Данилевский), а также «охранительного» направления русской
общественной мысли.
Славянофильство - неотъемлемая органическая часть русской общественной
мысли и культуры 19 в. Постоянный и резкий критик славянофилов В.Г.Белинский
писал: "Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной
степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство
потребности русского общества в самостоятельном развитии"[1].
Славянофильство как идейное течение оформилось в первой половине 40-х
годов. Его зачатки, однако, обнаруживаются значительно раньше. Они видны еще в
суждениях ряда деятелей, которые вслед за событиями 14 декабря 1825 года всё
отчетливее определяли свое место в стане противников освободительного движения.
Характерно, что в кругу прежних участников общества "любомудров",
среди лиц, настойчиво требовавших в последекабрьские годы отказа от борьбы с
существующим строем, ратовавших за "уважение к действительности",
находились и будущие славянофилы И. В. Киреевский и А. И. Кошелев.
С самого возникновения и на протяжении всего времени своего существования
славянофильство было представлено немногочисленной группой, столпами которой
явились в 40-50-х годах А. С. Хомяков и И. В. Киреевский.
Говоря об И. В. Киреевском, как об одном из основоположников
славянофильства, следует отметить, что становление его взглядов прошло довольно
сложный путь.
От участия в кружке "любомудров" до тесной дружбы со схимником
Филаретом и старцами Оптинского монастыря, от редактирования журнала
"Европеец" до издания богословской литературы, от приверженности
западной цивилизации до противопоставления западноевропейской образованности
"образованности русской" - такова эволюция, проделанная И. В.
Киреевским в течение 20 - 50-х годов.