ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Сущность государственного финансового контроля, его
задачи и цели в управлении государственными финансовыми потоками
Механизм управления государством посредством
централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их
перераспределения требуют создания четкой системы финансового контроля,
способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить
ее эффективность и целесообразность.
Единство
бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается наличием единой правовой
базы, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной
документации, применением санкций за нарушения бюджетного законодательства, а
также единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы страны, использованием регулирующих доходных источников, ведением
бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов, предоставлением необходимой
статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для
составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и территорий.
На основе указанных параметров построения и функционирования
бюджетной системы страны достигается необходимое единство в управлении
государственными финансами Российской Федерации. Единство в управлении
закономерно требует создания стройной системы финансового контроля, которая
исходя из общих механизмов контроля и четкой иерархической структуры
контрольных органов обеспечит законность и единообразие контроля за денежными
средствами во всей бюджетной системе Российской Федерации и позволит
сопоставить показатели эффективности и экономичности использования
государственных финансовых ресурсов на разных ее уровнях. Как справедливо отмечает
С.В. Степашин, «бюджетная система государства — одна из основ его экономики.
Поэтому эффективное ее функционирование и рачительное отношение к ней всегда
были предметом пристального внимания со стороны высшей государственной власти».
Значение финансового контроля в России
существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе
велика роль налогов, которые являются
не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором
хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы
невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и
своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В
демократических странах велика значимость общественного контроля за
расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма,
которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и
использованием бюджетных ресурсов.
М.В. Романовский и О.В. Врублевский под
финансовым контролем понимают «систему мероприятий по проверке
законности, целесообразности и эффективности действий по формированию,
распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении
федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.
Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса
государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых
закрепляются в бюджетном законодательстве страны».
Степашин С.В.
Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее //
Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 5. – С. 33.
|